Выезд за пределы ВПП оформили по статье УК
СКР расследует обстоятельства инцидента в калининградском аэропорту
Калининградская транспортная прокуратура направила в адрес руководства регионального аэропорта Храброво представление об устранении нарушений законодательства в сфере защиты прав пассажиров. Поводом стало временное закрытие аэропорта, вызванное ЧП с самолетом Airbus A320, выкатившимся во время приземления за пределы взлетно-посадочной полосы. В результате инцидента было отменено 19 рейсов, которыми из Калининграда должно было вылететь порядка 2,5 тыс. человек. Свою проверку проводит и комиссия Росавиации, а Северо-Западное следственное управление СК России ведет расследование уголовного дела, возбужденного по факту оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности.
Инцидент в калининградском аэропорту Храброво, напомним, произошел поздним вечером 3 января 2017 года. Как сообщили “Ъ” представители аэропорта, в 22:54 по местному времени в Храброво совершил посадку Airbus A321 авиакомпании «Аэрофлот», совершавший рейс SU 1008 Москва (Шереметьево) — Калининград (Храброво). На борту находились 167 пассажиров и семь членов экипажа. По не установленным пока причинам авиалайнер выехал за пределы взлетно-посадочной полосы (ВВП). «Воздушное судно выкатилось на грунт с подломом передней стойки шасси»,— уточнили в Храброво. Задние стойки шасси остались на бетонной полосе, а нос самолета увяз в глинистой почве. Поскольку существовала опасность пожара или взрыва, пассажиров срочно эвакуировали из воздушного судна. Люди покидали самолет при помощи восьми аварийных надувных трапов, серьезно никто не пострадал. Как заявил генеральный директор АО «Аэропорт Храброво» Александр Корытный, за медицинской помощью в аэропорту обратились пять пассажиров и один член экипажа — «у одного из пассажиров был зафиксирован ушиб локтевого сустава, у другого — ушиб колена, у остальных обратившихся за медпомощью отмечено повышенное артериальное давление».
Быстро убрать поврежденный самолет с ВВП не удалось. Как рассказал директор аэропорта, «на борту воздушного судна работали следственная комиссия и представители прокуратуры, которые не позволяли приступить к эвакуационным работам». Уже утром 4 января службы аэропорта приступили к «мероприятиям по эвакуации аварийного воздушного судна». В гражданском аэропорту не нашлось необходимой спецтехники, и авиаторам пришлось обратиться за помощью к военным. Благодаря тому, что аэропорт Калининграда является аэродромом совместного с авиацией Балтийского флота базирования, моряки сумели довольно быстро перебросить к месту аварии бронированную ремонтно-эвакуационную машину БРЭМ-1 и несколько колесных тягачей. Помогли и коммерческие организации, работающие по контрактам с Храброво — они предоставили мощный автокран и другую технику. Для того чтобы извлечь из грунта застрявший самолет, под ним пришлось выстроить специальную дорожку из бетонных плит. Убрать с ВВП поврежденный Airbus и привести полосу в порядок удалось лишь к шести часам утра 5 января. А спустя час аэропорт начал принимать самолеты. Стоит отметить, что к этому моменту было отменено 19 рейсов, которыми из Калининграда должно было вылететь порядка 2,5 тыс. человек.
Застрявших в аэропорту пассажиров обеспечивали едой и размещали в ближайших гостиницах либо в «комнате матери и ребенка». Как выяснили в ходе проверки сотрудники транспортной прокуратуры, горячее питание получили все обратившиеся — 1600 человек. Медицинской помощью воспользовались 73 человека. Но проверяющие нашли и нарушения прав пассажиров. Так, практически все опрошенные сотрудниками прокуратуры пассажиры жаловались на то, что ни представители аэропорта, ни работники авиакомпаний не предоставляли им информацию о происходящем. В результате сотни людей были вынуждены находиться в Храброво, вместо того чтобы вернуться домой или воспользоваться для выезда из Калининграда поездом либо автотранспортом. Прокуратура готовит специальное представление в адрес аэропорта об устранении нарушений законодательства.
Впрочем, сейчас руководителей Храброво больше беспокоит ожидание результатов работы комиссии Северо-Западного межрегионального территориального управления Росавиации, расследующей причины «авиационного события». Эксперты должны дать свое заключение к 14 января. К этому же времени, как предполагается, будет готова и расшифровка бортовых самописцев, которые были сняты с самолета и отправлены в Москву. По всей видимости, тогда произойдут подвижки и в расследовании уголовного дела, возбужденного 4 января Северо-Западным следственным управлением СК России «по факту выезда самолета за пределы взлетно-посадочной полосы в аэропорту Калининграда». Дело возбуждено по ч. 1 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей). Пока в СКР не комментируют ход расследования, сообщая лишь, что «в настоящее время проводятся допросы пассажиров и экипажа самолета, сотрудников наземных служб аэропорта Храброво, специалистов в области безопасности полетов, выемка медицинских документов пассажиров, обратившихся за медицинской помощью, назначаются судебные медицинские экспертизы». По данным “Ъ” в качестве рабочих версий следователи рассматривают ошибку экипажа либо нарушения, допущенные сотрудниками аэропорта в ходе подготовки посадочной полосы к приему самолета, приземлявшегося в плохих погодных условиях — при сильном боковом ветре и минусовой температуре.
Кстати, руководство калининградского аэропорта опубликовало заявление, в котором утверждается, что за восемь минут до посадки рейса SU 1008 аэродромной службой аэропорта «было проведено обследование и уборка ВПП, полоса была подготовлена к приему воздушного судна». По словам гендиректора Храброво, была проведена оценка состояния поверхности покрытия ВПП, замерен коэффициент сцепления, который составил 0,32. «При сложных погодных условиях (сильный ливневый снег, боковой ветер) данный коэффициент сцепления является допустимым. Данные цифры подтверждаются расшифровкой датчика измерителя коэффициента сцепления. Вся информация была передана командиру воздушного судна для принятия решения о посадке»,— утверждает господин Корытный. Впрочем, он предложил дождаться результатов работы комиссии Росавиации и следователей СКР.