Следствие и надзор стали военными
Выйдя из финансирования вооруженных сил
С 1 января этого года в Следственном комитете РФ и Генпрокуратуре России появились свои воинские формирования, которые занимаются расследованием и надзором за ним соответственно. При этом были расширены права руководителей обоих ведомств.
1 января начал действовать принятый еще в 2014 году федеральный закон N145, в соответствии с которым следственные органы Главного военного следственного управления (ГВСУ) СКР и надзорные органы Главной военной прокуратуры (ГВП) будут финансироваться из бюджетов Следственного комитета и Генпрокуратуры соответственно. До сих пор они получали средства из Минобороны, ФСБ, ФСО и Росгвардии, в отношении сотрудников которых проводили расследования, за которыми осуществляли надзор и в которых проводили проверки. Подобная ситуация порождала немало проблем, в том числе юридического характера, так как военные следствие и прокуроры оказывались пусть и в формальной, но все-таки зависимости от тех органов, которыми они занимались.
Теперь СКР и Генпрокуратура получили самостоятельное финансовое обеспечение из бюджетов "подследственных" и поднадзорных ведомств. Вместе с деньгами следователям и прокурорам достались занимаемые ими помещения и транспорт, которые ранее были закреплены за другими структурами. Одновременно были решены и некоторые кадровые проблемы. Как объяснил "Ъ" источник в ГВП, если раньше вопросы с присвоением очередных званий приходилось решать через те же поднадзорные ведомства, прежде всего Минобороны, то теперь это отнесено к компетенции главного военного и генерального прокуроров. Так, например, Юрий Чайка по представлению главного военного прокурора Сергея Фридинского сейчас может присваивать звания вплоть до полковника юстиции (генеральские звания присваиваются указами президента) и, соответственно, назначать кандидатов на вакантные военные прокурорские должности, заключать, а также продлевать контракты с сотрудниками первого военизированного формирования внутри надзорного ведомства. Аналогичные функции появились и у руководителя ГВСУ СКР Александра Сорочкина.
Отметим, что осенью прошлого года, за пару месяцев до вступления в силу 145-го закона, появились слухи о том, что в ходе реформы ГВП может быть преобразована в спецуправление в составе гражданского надзорного ведомства. Тем более что до создания военной прокуратуры ее функции выполняло главное управление по надзору за исполнением законов в вооруженных силах РФ. При этом руководитель главка, как сейчас Сергей Фридинский, одновременно являлся заместителем генпрокурора.
Вчера в ГВП "Ъ" сообщили, что военная прокуратура после изменения финансирования осталась в своем прежнем виде. По данным собеседника "Ъ", не произошло никаких изменений в самой структуре и кадровом составе надзорного ведомства, сотрудники которого, как и следователи ГВСУ СКР, без переаттестаций сохранили свои воинские звания и военную форму.