Досрочным пенсиям назначили гарантов
Правительство определило критерии системообразующих НПФ
Новое развитие получила история с запуском досрочного негосударственного пенсионного обеспечения (ДНПО) для занятых на вредных производствах работников. В конце прошлого года правительство утвердило критерии для НПФ, в которые будут переводиться средства ДНПО в случае реорганизации компании-работодателя или краха пенсионного фонда--партнера предприятия. Использование подобных, по сути, системообразующих НПФ в будущем может быть распространено и на другие сегменты негосударственного пенсионного обеспечения.
Постановление правительства "Об уполномоченных НПФ, осуществляющих ДНПО" было подписано председателем правительства Дмитрием Медведевым 30 декабря прошлого года и с 1 января вступило в силу. Как следует из документа, в случае реорганизации компании-работодателя или ликвидации фонда-партнера перевести досрочные пенсии граждане смогут лишь в НПФ, имущество которых составляет не менее 80 млрд руб. При этом фонд должен обладать опытом ведения не менее 50 тыс. именных счетов в течение более пяти лет.
По подсчетам "Ъ", соответствовать заявленным требованиям к НПФ, которые, по сути, становятся системообразующими, смогут 11 крупнейших игроков из 74 фондов с действующими лицензиями. При этом отсечку в 80 млрд руб. на 30 октября 2016 года (последнюю отчетную дату, на которую опубликованы показатели НПФ) не проходят несколько крупных фондов, активно реализующих программы НПО для корпоративных клиентов, сотрудники которых попадают и в категорию досрочников: Национальный НПФ, Ханты-Мансийский НПФ, НПФ "Сургутнефтегаз", НПФ "Нефтегарант". Вне системообразующих НПФ формируют негосударственные пенсии более 2 млн российских граждан.
Столь жесткие требования, прежде всего к размеру имущества фондов, власти устанавливают впервые. "Ранее спор шел вокруг минимального количества пенсионных счетов, и здесь был найден соответствующий компромисс — остановились на 50 тыс. вместо ранее предлагаемых 100 тыс.",— поясняет председатель комитета Национальной ассоциации пенсионных фондов по НПО Иван Волков.
Вместе с тем ориентир на величину имущества НПФ вызывает вопросы, и гораздо более логичным была бы привязка к собственным средствам фондов, отмечают ряд участников рынка. "Если собственные средства НПФ сопоставимы, фонд с большим объемом имущества несет повышенные обязательства и риски, к тому же следует учитывать и возможные оттоки по итогам переходных кампаний по ОПС",— поясняет президент Ханты-Мансийского НПФ Алексей Охлопков.
Определение системообразующих НПФ — логичное развитие заданного ЦБ тренда на укрупнение фондов, повышение требований к системе риск-менеджмента, отмечает директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Юрий Ногин. Тем более что НПФ все больше интегрируются в процесс формирования системы пенсионного обеспечения — не только по ОПС, но и по системам льготных досрочных пенсий. "В результате возможность полноценного участия в ДНПО получат крупные и надежные институты",— резюмирует исполнительный директор НПФ "Сафмар" Евгений Якушев.
Запуск ДНПО может стать дополнительным стимулом для новых сделок по слиянию и поглощению (M&A) на пенсионном рынке. Однако, как отмечает управляющий директор по корпоративным рейтингам "Эксперт РА" Павел Митрофанов, "насколько значимым будет эффект ДНПО, будет зависеть в первую очередь от наличия государственного софинансирования". Хотя ожидаемый приток средств по ДНПО в масштабах пенсионной системы пока невелик, успешный опыт определения системообразующих фондов в дальнейшем может быть востребован в других сегментах — например, в программах классического негосударственного пенсионного обеспечения или индивидуального пенсионного капитала, запуск которых ожидается в 2019 году. Будет ли реализован подобный сценарий и как скоро, в пресс-службе ЦБ вчера не ответили.