Вячеслав Володин предложил обнулить парламентские запасы
В каждый думский созыв он хочет входить с новыми законопроектами
На совете Госдумы ее председатель Вячеслав Володин предложил при окончании работы каждого думского созыва обнулять накопленный пакет законопроектов. Об этом заявил лидер фракции «Справедливая Россия» Сергей Миронов. Глава думского комитета по регламенту Ольга Савастьянова («Единая Россия») заявила “Ъ”, что механизм могут начать вырабатывать уже в январе.
«Сегодня на совете Думы от председателя Госдумы Вячеслава Володина прозвучало дельное, на мой взгляд, предложение: может быть поступить радикально,— заявил Сергей Миронов журналистам.— Сегодня Володин сослался на опыт других стран, где каждый созыв обнуляет все полностью — вот все, что не успели рассмотреть в прошлом созыве, все обнуляется и новый созыв начинает заново». «Если мы считаем, что инициатива, которая пролежала пять лет, требует все равно рассмотрения, тогда мы перевнесем ее»,— сказал Сергей Миронов. Он «не видит никаких технических проблем» с перевнесением законопроекта даже если за прошедшие годы сменится состав фракции.
Глава комитета по регламенту Ольга Савастьянова («Единая Россия») заявила “Ъ”, что «будет вырабатываться консолидированное решение по этому вопросу», возможно уже в январе. «У нас более 2 тыс. законопроектов осталось от предыдущих созывов, надо определить, как с ними работать»,— говорит она. «Чтобы рассмотреть все накопленные законопроекты, понадобится более двух лет, по средам уже увеличены заседания, сокращены перерывы»,— говорит Ольга Савастьянова. Напомним, в седьмом созыве были внесены поправки в регламент, которые отменили голосование по доверенности и отклонение законопроектов без обсуждения (с подачи комитетов), это стало одной из причин перегрузки повестки заседаний.
До сих пор все новшества, предложенные спикером Думы седьмого созыва, на Охотном ряду сопротивления не встречали. Первый зампред фракции ЛДПР Вадим Деньгин заявил “Ъ”, что партия поддержит предложение и обнулять законотворческий портфель, если под этим понимается обязанность Госдумы рассмотреть до конца созыва все скопившиеся законопроекты. Глава комитета по делам СНГ Леонид Калашников (КПРФ) сказал, что предложение спикера было высказано в контексте обсуждения поправок к регламенту, которые обяжут правительство между вторым и третьим чтениями представлять в Госдуму проекты подзаконных нормативных правовых актов. «По аналогии с тем, как десятки принятых законов не вступают в силу из-за нерасторопности правительства, тормозится работа Госдумы из-за того, что в портфеле лежат проекты со второго созыва! Володиным верно отмечено, что если мы будем так работать, будет простой»,— заявил “Ъ” господин Калашников.
Похожий рецепт по избавлению парламента от «лишних» законопроектов неделей ранее описывал советник Вячеслава Володина на общественных началах Алексей Чадаев: «Во многих парламентах практикуется такое правило: при каждых выборах портфель полностью обнуляется. Те законы, которые не успели рассмотреть, партии, если они сохранили места в парламенте, вносят по новой. И это логично: состав меняется, структура комитетов и порядок работы меняется — вполне правильно “обнулить” и ситуацию с законами». Он уточнял, что портфель Думы седьмого созыва составляет 2343 законопроекта, только 323 внесено за осень.
При этом в Госдуме остается целый ряд законопроектов, вносившихся еще в первых созывах теми, кто перевнести их уже не сможет. Среди них предложения первого президента России Бориса Ельцина о полной отмене смертной казни в РФ и ратификации протокола №6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
«Побывав в администрации президента, Володин привык быть субъектом политики, и из места спикера хочет сделать позицию, более высоко ценящуюся,— говорит эксперт фонда ИНДЭМ Юрий Коргунюк.— Новая инициатива может увеличить потенциал Госдумы и сделать пост спикера не “местом ссылки”, а чем-то реальным». Перевнесение законопроектов с учетом появления новых фильтров означает, что «их можно будет тормозить, а можно будет дать ход», отмечает эксперт «Чем больше возможность руководства Госдумы по продвижению законопроектов, тем больше и лоббистский потенциал спикера,— говорит господин Коргунюк.— Хотя это продвижение имеет свои пределы».