Закончился муниципальный этап Всероссийской олимпиады для школьников сезона 2016-2017. Региональный этап начнется уже сейчас, сразу после Нового года. Кому это нужно, я так и не поняла
Школы поставили олимпиады на поток, но чаще всего победы в них не нужны даже самим учащимся
Фото: Валерия Бушухина / ТАСС
Олимпиады были всегда. Но в мои годы победа даже на школьном этапе была почетна. Не говоря уже о победе на олимпиаде в округе или в городе. За призовое место стоило побороться — пятерка в году по предмету шла "автоматом". Нас, а я участвовала в олимпиадах по русскому, литературе и истории, освобождали от школьных занятий, и мы готовились отдельно. Это были совершенно другие занятия, в сто раз интереснее уроков. Для олимпиадников приглашались преподаватели из вузов, нам читали лекции, как взрослым студентам. Это был совсем другой мир, в котором очень хотелось задержаться, поэтому мы готовились, нам нужна была победа.
Мой сын участвовал в олимпиадах со второго класса. Сейчас он в десятом. В прошлом году занял призовое место в округе по английскому. И что? В аттестате у него как была четверка по языку, так и осталась. Учительница сказала что-то вроде: "У нас тут не там, твоя победа мне не нужна". Раньше, когда он был помладше, покорно шел, куда требовалось — писал, побеждал, я везла его в другую школу на следующий этап. То же самое сейчас с дочкой. Только она расстраивается, если не победила. Слезы. Второй класс. У остальных олимпиадников — тоже слезы. Ну дайте вы всем детям первое место и поощрительный приз в виде шоколадки. Они будут радоваться. Для маленьких, начальной школы, олимпиады вообще не имеют никакого смысла. Разве что на каникулы выдается тренировочное задание, образцы прошлых лет, и дети лишаются каникул.
У сына десятый класс. Он ходит на дополнительную олимпиадную физику и дополнительную олимпиадную математику. Это отдельные предметы, которые дают курсы при вузе, в который он мечтает поступить. И как полоумный участвует в олимпиадах того самого вуза, поскольку они идут в зачет при поступлении. Именно он мне объяснил, в чем разница между олимпиадами. Почти у каждого вуза — собственные олимпиады. И только они, вузовские олимпиады, имеют смысл. Опять же при каждом вузе — собственные курсы, где есть совершенно отдельные занятия по подготовке к олимпиадам.
— Мам, это как спорт,— объяснял мне сын,— тебя натаскивают на олимпиады. Это как совсем другой предмет, другие задачи. По-другому думать надо.
Опять же если ребенок не побеждает в вузовской олимпиаде, а занимает призовое место, то все это идет ему в зачет как будущему абитуриенту. Есть реестры — золотой, платиновый, серебряный, куда вносятся все данные: с какого класса участвовал в олимпиадах, какие курсы посещал. Сын с восьмого класса решает олимпиадные задачи, ходит на курсы и в летние школы. Он не победитель, но призер, работает на будущее. Ему это надо.
А вот школьная олимпиада не нужна. Он написал математику в этом году. Прошел на округ. Окружной этап поставили на воскресенье, когда он хотел отоспаться и пойти на свои регулярные курсы по олимпиадной физике. Но надо было прийти и написать хоть что-то. Он решил две задачи и ушел, чтобы успеть к началу занятий на курсах.
— Было сложно? — спросила я.
— Нет. Я бы написал все. Но не хотел. Зачем?
Я нашла официальное разъяснение. Вопрос: кто определяет льготы по дипломам олимпиад и почему вузы дают разные льготы за один и тот же диплом? Ответ: согласно приказу N 285, льготы при поступлении для победителей и призеров олимпиад предоставляются по решению вуза. Оргкомитет обращается к участникам, родителям и учителям с просьбой: все вопросы по поводу льгот адресовать не оргкомитетам олимпиад, а исключительно приемным комиссиям соответствующих факультетов интересующих вас высших учебных заведений.
А вузы смотрят на свои олимпиады, внутренние. Потому что у всех свои особенности. Так вот моему сыну в случае какой-никакой победы в школе дадут почетную грамоту. А по математике так и останется четыре, например. Или трояк, как у его друга Димы, который олимпиадник до мозга костей. Он собирается поступать в вуз именно "по олимпиаде", где победа считается автоматом на зачисление. Дима тренируется, как спортсмен. Он занимается только олимпиадными заданиями по физике и математике, ездит на подготовку в летние и зимние школы. У Димы особый склад ума, логики, особый аппарат, который настроен на олимпиады. Это как талант или дар. Как спорт высших достижений. Но в школе у Димы твердый трояк и по математике, и по физике. Потому что "у нас тут не там".
Дочь у меня, проиграв, плачет, потому что еще не понимает, что такое олимпиады, что такое 20 баллов или 15. Она понимает, что не победила и расстроила учительницу. Сын надеется, что завалил окружной этап, это будет означать, что у него останется время для серьезных занятий. А школа продолжает выставлять их на олимпиады. Для отчетности. Для галочки. Результат не интересен даже школе. Того же Диму на олимпиады не выставляют, потому что у него трояк, а троечников не допускают. И учительница не знает, что Дима пропускает школу, потому что тренируется для международной олимпиады. А я вот думаю: не написать ли своему ответственному сыну записку, что он сломал две ноги и две руки, поэтому не сможет присутствовать на следующем этапе.
Диму на олимпиады не выставляют, потому что у него трояк, а троечников не допускают. И учительница не знает, что Дима пропускает школу, потому что тренируется для международной олимпиады