"Уральские авиалинии" продолжают судебное пикирование
Авиакомпания требует от государства деньги за перевозку ветеранов ВОВ
Авиакомпания "Уральские авиалинии" просит Арбитражный суд Москвы признать Российскую Федерацию ответчиком по иску о невыплате субсидий за бесплатную транспортировку ветеранов в период празднования 70-летия годовщины Победы в Великой Отечественной войне. В рамках постановления правительства РФ авиакомпания потратила 1,9 млн руб., но не получила федеральных субсидий. В Росавиации говорят, что авиакомпания просто опоздала с заявкой.
Вчера в Арбитражном суде Москвы состоялось повторное рассмотрение иска "Уральских авиалиний" к Росавиации о невыплате субсидий за перевозку ветеранов в 2015 году. Первый раз судья отказал в иске, однако кассационная инстанция отменила это решение. На этот раз представитель авиакомпании Евгений Гринемаев заявил ходатайство о замене ответчика — на Российскую Федерацию. "И первая инстанция, и кассация указали, что ответчиком должно быть публично-правовое образование",— пояснил господин Гринемаев.
В вынесенных решениях Арбитражного суда Москвы в марте 2016 года и Арбитражного суда Московского округа в сентябре того же года говорится, что обязательства по доведению субсидии до исполнителя не являются собственными денежными обязательствами Росавиации. При этом кассационная инстанция подчеркнула, что в подобном случае суд привлекает в качестве ответчика по делу соответствующее публично-правовое образование: Российскую Федерацию, субъект РФ или муниципальное образование.
Перед празднованием 70-летия годовщины Победы в ВОВ правительство РФ выпустило постановление N237 об обеспечении бесплатного проезда ветеранам и сопровождающим их лицам в период с 3 по 12 мая 2015 года. Ветераны могли воспользоваться железной дорогой, водным транспортом и услугами авиакомпаний. На это было выделено из бюджета 183,2 млн руб. Распределение денег было возложено на федеральные агентства, находящиеся в подчинении Минтранса РФ.
"Авиакомпания "Уральские авиалинии" ежегодно по собственной инициативе проводила акцию, предоставляя бесплатный перелет ветеранам в период праздников по ряду направлений: Москва, Санкт-Петербург, Симферополь, Калининград и другим",— сообщил "Ъ" пресс-секретарь "Уральских авиалиний" Сергей Антонов, добавив, что в 2015 году авиакомпания решила участвовать в правительственной программе. С 3 по 12 мая "Уральские авиалинии" перевезли 284 человека — ветеранов и сопровождающих. "Уральские авиалинии" упоминались в числе 20 авиакомпаний в итоговом информационном бюллетене Росавиации. В нем говорилось, что бесплатным проездом воспользовались более 9,5 тыс. ветеранов и 4,5 тыс. сопровождающих. Наибольшей популярностью у пассажиров пользовались Сочи и Симферополь.
29 июня 2015 года Росавиация получила от авиакомпании заявку на субсидию в размере 1,9 млн руб., при этом срок подачи заявок заканчивался 1 июля. Однако агентство вернуло документ с пояснениями, что в нем есть ряд недочетов: название организации не соответствует полному наименованию юридического лица, не указан вид транспорта "воздушный", нет слов "включая НДС" в нужной строке, а также указан адрес без пояснения — юридический или почтовый. Не получив деньги, авиакомпания подала иск. Представитель истца заявил в суде в марте 2016 года, что данные в заявке позволяют идентифицировать организацию, кроме того, по установленным правилам проверке подвергается только отчет о выполненных перевозках, а Росавиация не высказывала к отчету претензий. Судья Наталья Панькова отклонила иск, указав, что обязательства по доведению субсидии до исполнителя не являются собственными денежными обязательствами Росавиации. Она же указала в решении, что ответчиком должно выступать публично-правовое образование.
Тем не менее вчера на судебном заседании Наталья Панкова, второй раз рассматривая дело, усомнилась в необходимости привлечения Российской Федерации в качестве ответчика. Она попросила представителя авиакомпании подготовить к следующему заседанию в марте 2017 года обоснование ходатайства. Представитель Росавиации Дмитрий Коблов также высказался против смены ответчика. На суде он пояснил, что авиакомпания подала заявку слишком поздно, под конец отведенного срока, хотя и не нарушила его. "Много других авиакомпаний перевозили ветеранов. А мы после 1 июля все заявки передали Минтрансу. В этой связи заявителем был упущен момент по обжалованию действий Росавиации",— сообщил господин Коблов.
На вопрос, получили ли остальные авиакомпании субсидии, в Росавиации не смогли оперативно ответить, предложив выслать запрос.