Госзаказ приведут в форму за полтора года
Белый дом одобрил переход на электронные процедуры закупок в 2018 году
В марте Госдума рассмотрит поправки об обязательном переводе закупок государства и госкомпаний в электронный вид. Премьер-министр Дмитрий Медведев поручал экономическому блоку Белого дома обеспечить такой переход к середине 2017 года, но срок может сдвинуться еще на год. Если буксующий уже два года законопроект не будет вновь заблокирован лоббистами, в июле 2018 года заказчикам придется осуществлять закупки исключительно на электронных торгах и в соответствии с каталогом товаров, работ и услуг, который будет создан по уже внесенным Минэкономики в правительство правилам.
Госдума запланировала на март второе чтение поправок о внедрении обязательных электронных процедур к законам о госзакупках и закупках госкомпаний (ФЗ-44 и ФЗ-223). В секретариате первого вице-премьера Игоря Шувалова, который курирует вопрос, "Ъ" подтвердили, что поправки, предложенные Минэкономики, были в конце декабря одобрены законопроектной комиссией Белого дома (см. "Ъ" от 22 декабря 2016 года). При этом к документам оставались технические замечания, которые глава комиссии, руководитель аппарата Белого дома Сергей Приходько дал указание согласовать с Игорем Шуваловым. Они уже согласованы и направлены в аппарат правительства.
По данным "Ъ", до середины января документы поступят в Госдуму. По новой редакции поправок госзаказчики будут вправе определять поставщиков с помощью электронных процедур с 1 января 2018 года, а с 1 июля 2018 года такой переход станет для них обязательным. Документы сокращают сроки и вводят новые формы электронных торгов (закупки с ограниченным участием и двухэтапные аукционы, которые позволят заказчикам вводить дополнительные требования к поставщикам), но все заявки для повышения их анонимности должны подаваться и рассматриваться исключительно через электронные площадки (ЭП). Для самих ЭП меняется финансовая модель: все расчеты переводятся на спецсчета в аккредитованных правительством банках (сейчас таких ограничений в системе нет). Проценты за размещение обеспечений участия в торгах предлагается оставить поставщикам (сейчас их получают ЭП), а площадки смогут получать плату за проведение торгов по установленным правительством тарифам. Идеи о спецсчетах вызывали противодействие и банков, и операторов площадок, и малого бизнеса. По прогнозу омбудсмена по электронной торговле Илии Димитрова, это приведет к конфронтации между участниками рынка и госуправлением и может затормозить принятие поправок. Отметим, что утвердить список банков и заключить соглашения с операторами (сейчас их шесть) планируется в июне 2017 года, а требования к площадкам и их перечень — только в сентябре. В Минэкономики, по словам источника "Ъ", ждут, что "так будет меньше лоббизма".
Для госкомпаний вводится закрытый список конкурентных способов закупок (ФАС и Минэкономики насчитали более 4 тыс. неконкурентных способов). По новым правилам госкомпании будут обязаны проводить спецторги с участием малого и среднего бизнеса на шести площадках, работающих по 44-ФЗ, им же достанутся и приватизационные торги. При этом заказчикам оставят право осуществлять остальные закупки на общих основаниях на любой из более 160 действующих площадок по более мягким правилам, но данные о них госкомпании должны будут размещать в Единой информационной системе закупок. "Такое разделение процедур потребует дополнительных издержек заказчиков. Чтобы их избежать, компаниям придется выбрать универсальные площадки и правила спецторгов для всех закупок, в итоге рынок электронных площадок самостоятельно должен резко сократиться",— прогнозирует начальник управления организации закупочной деятельности ПАО "Россети" Алексей Галкин.
Напомним, сейчас работу системы критикуют с разных сторон: за девять месяцев 2016 года на госзакупки стали жаловаться в ФАС и Счетную палату вдвое чаще, а на сентябрь 2016 года госзаказчики были должны предпринимателям более 30 млрд руб., сообщали в Генпрокуратуре (последнюю проблему решает отдельный законопроект о предельных сроках оплаты контрактов). Главными претензиями к закупкам госкомпаний остаются их неконкурентность (менее двух участников в среднем) и неэкономичность (по данным Счетной палаты, экономия составляет лишь 1,8% от начальной цены закупок).
Отметим, что реформа продолжается без значительного перераспределения полномочий. Минэкономики сохраняет за собой создание каталога товаров, работ и услуг, необходимого для системы госзакупок, следует из проекта постановления правительства о правилах работы каталога (внесен в Белый дом в конце декабря, есть у "Ъ"). Каталог, напомним, не позволит заказчикам проводить закупки по ценам выше рыночных. Как говорится в проекте документа, информация в каталоге не будет полностью обезличенной — Минэкономики сможет включать туда сведения о производителях, ценах и наименованиях по согласованию с Минфином и ФАС. Каталог будет создан на основе общероссийского классификатора ОКПД-2 и будет вступать в силу постепенно: в отношении лекарственных препаратов с 1 марта 2017 года, для прочих товаров и услуг — с 1 октября 2017 года.