Амурскому судозаводу перепало от лизинга
Заказ на 10 млрд рублей достался корабелам без конкурса
«Амурский судостроительный завод» (АСЗ) получил крупный заказ стоимостью около 10 млрд руб. Два парома для переправы Ванино—Холмск будут построены для «Государственной транспортной лизинговой компании», контракт подписан на правах госзакупки у единственного поставщика. Предыдущий аукцион, в котором соперником АСЗ выступил Невский судостроительно-судоремонтный завод, был отменен до подведения итогов, о чем конкуренты АСЗ узнали от „Ъ“. Вопрос обновления грузопассажирского флота неоднократно поднимался в правительстве РФ главой Сахалина Олегом Кожемяко. Его хабаровский коллега Вячеслав Шпорт давно и успешно лоббирует местное судостроение, в привлечении новых заказов источники „Ъ“ отмечают его большую личную заслугу.
ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) профинансировало строительство двух паромов для переправы Ванино—Холмск, общая сумма контракта, заключенного с ПАО «Амурский судостроительный завод» (АСЗ) составляет почти 10 млрд руб. В рамках софинансирования ГТЛК получит из федерального бюджета 5,54 млрд руб., в конце декабря прошлого года соответствующее постановление подписал премьер Дмитрий Медведев. В частности, документом предписано ассигновать компании в 2016 году 3,6 млрд руб., в 2017 году — 1,98 млрд руб.
Извещение о разбитой на два лота закупке у единственного поставщика (такой порядок предусмотрен 44-ФЗ и 223-ФЗ и дает возможность госзаказчику приобрести товар определенного качества и цены у конкретного поставщика. — „Ъ“) было размещено на едином портале госзакупок 29 декабря прошлого года, тогда же были заключены договоры с АСЗ. Паромы стоимостью 4,94 млрд руб. каждый должны быть построены и переданы заказчику не позднее 31 декабря 2019 года. Покупатель обязался авансировать оба контракта на 1,8 млрд руб. в течение пяти банковских дней «с даты поступления бюджетной инвестиции соответствующего целевого назначения на казначейский счет покупателя», причем срок поставки в 36 месяцев рассчитывается именно от даты перечисления этого транша. Кроме того, ГТЛК перечислит заказчику еще два транша по 990 млн руб. на каждый контракт «после поступления соответствующей бюджетной инвестиции». Наконец, два аванса по 2,16 млрд руб. будут направлены после того, как соответствующие средства перечислит госзаказчику Фонд развития Дальнего Востока, но не позднее шести месяцев после подписания договоров.
ГТЛК в конце ноября 2016 года уже объявляла аналогичный конкурс, разбитый на два лота со стартовой ценой по 5 млрд руб. Конкурсная комиссия 12 декабря вскрыла конверты с заявками ПАО «Амурский судостроительный завод» и ООО «Невский судостроительно-судоремонтный завод» (Шлиссельбург). Судостроители из Хабаровского края предложили построить суда по 4,946 млрд руб., корабелы из Ленобласти — по 4,94 млрд руб. Однако 19 декабря ГТЛК перенесла срок рассмотрения заявок на 26 декабря «ввиду необходимости более подробно изучить документы», следует из протокола заседания. Однако уже 23 декабря конкурс был отменен по решению заказчика.
В Невском ССЗ о том, что аукцион отменен, а контракт достался АСЗ по процедуре закупки у единственного поставщика, узнали от „Ъ“. Комментировать ситуацию на заводе отказались до выяснения обстоятельств дела. В пресс-службе ГТЛК объяснили, что соответствующие бюджетные средства уже получены и направлены на верфь. «В соответствии с государственной политикой по развитию Дальнего Востока и с учетом района эксплуатации паромов был подписан контракт с Амурским судостроительным заводом. При отказе от проведения предыдущего конкурса компания руководствовалась ч. 4 ст. 448 ГК РФ, пунктами 1 и 2 статьи 2 Федерального закона №223, которыми предусматривается возможность отмены конкурса в любое время до подведения итогов. Указанные сроки нарушены не были»,— сообщил „Ъ“ руководитель направления стратегических коммуникаций ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания» Владислав Мищенко.
На линии Ванино—Холмск курсируют построенные в 70-80-х годах прошлого века дизель-электроходы «Сахалин-8» и «Сахалин-9», а также «Сахалин-10», принадлежащие «Сахалинскому морскому пароходству». Из них грузопассажирскими паромами являются только «Сахалин-8» и «Сахалин-9», а «Сахалин-10» выполняет перевозки грузовых вагонов и опасных грузов. Срок эксплуатации судов истекает в 2020-х годах, уже сейчас суда проводят значительную часть времени на плановых ремонтах.
Проект нового паромного судна для переправы между островом и материком был разработан ЗАО «Морское Инженерное Бюро-дизайн-СПб» по контракту с Минтрансом за 120 млн руб. и утвержден в 2013 году. На тот момент строительство оценивалось в 2,5—2,8 млрд руб. для головного судна и 2,1—2,3 млрд руб. — для серийного. Летом 2014 года Минтранс объявил конкурс на строительство паромов с начальной ценой по 5,544 млрд руб., но ОСК, оказавшаяся единственным участником, выставила более высокую цену — 9,296 млрд руб., в связи с чем конкурс был признан несостоявшимся. Повторные закупки также были безуспешными, поскольку цена не устраивала потенциальных поставщиков, а затем и средства были заморожены в связи с экономическим кризисом.
Сахалинский губернатор Олег Кожемяко ранее рассматривал возможность софинансирования проекта за счет областного бюджета и обращался с соответствующими предложениями к полпреду президента в ДФО Юрию Трутневу. Предложение о строительстве судов на принципах ГЧП было в числе 23 инвестпроектов, которые Сахалинская область весной прошлого года представила на рассмотрение ФРДВ.
В конце декабря вопрос загрузки дальневосточных верфей обсуждали губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт и Сахалинской области Олег Кожемяко. Тогда стороны договорились о строительстве двух теплоходов для сообщения с Курилами и наметили цели дальнейшего сотрудничества. «Для нас было принципиально важным, чтобы заказы размещались на дальневосточных верфях. Важной для нас также стала поддержка реализации данных проектов региональным правительством. Мы уже получили поддержку федерального центра и планируем строительство двух железнодорожных паромов для нужд обоих регионов, которые будут работать на линии Ванино—Холмск»,— заявил тогда Олег Кожемяко. Министр промышленности и транспорта Хабаровского края Сергей Ивашкин также заявлял, что в регионе активно работают над привлечением заказа на паромы. «Правительство края и лично губернатор приложили огромные усилия в том, чтобы эти планы осуществились. Принципиальные решения были приняты еще на II Восточном экономическом форуме в сентябре прошлого год»,— объяснил „Ъ“ источник в краевом правительстве.