"Отрасль нуждается в серьезном имиджевом реформировании"
Зампред ЦБ в интервью "Ъ FM" — об ОСАГО
Центральный банк встал на строну автовладельцев. Регулятор предлагает наделить потребителя правом выбора станции техобслуживания, если ущерб возмещается в натуральной форме. Зампредседателя Банка России Владимир Чистюхин рассказал о реформе в эксклюзивном интервью Никите Павлюку-Павлюченко.
— Почему появилась необходимость реформировать систему ОСАГО?
— Отрасль нуждается в достаточно серьезном имиджевом реформировании. Наша первостепенная задача — установить физическую доступность полисов ОСАГО, при этом не повышая страховой тариф. Сегодня существует ряд проблемных регионов, где граждане оказываются в большом затруднении относительно покупки полиса. Они стоят в очередях в офисах страховых компаний, записываются там на ночь. Проблема заключается в том, что сегодня в этих регионах страховые компании тратят больше денег на выплаты, причем часто это выплаты мошенническим группам, которые делают все, чтобы "раздеть" страховые компании. Наше предложение заключается в том, чтобы установить приоритет натурального возмещения по ОСАГО, что отсечет эти группы мошенников. Намного менее интересно будет заниматься с автомобилем, чем просто получать деньги, таким образом страховые компании вернутся в проблемные регионы.
— Иными словами, страховщики от реформы ОСАГО и натуральных выплат только выиграют. А что можно сказать о потребителях?
— Мера может сработать только в том случае, если права потребителя будут защищены максимальным образом. Мы предлагаем следующие вещи. Расстояние до станции техобслуживания не может быть более 50 км. Второе — страховая компания несет ответственность за качество ремонта. В том случае, если владелец автомобиля, который обратился на станцию техобслуживания, не удовлетворен качеством, он обращается именно в страховую компанию. Третий момент — максимальный срок ремонта устанавливается в 35 дней, за исключением длинных праздников, наподобие Нового года.
В том случае, если страховщик не может выполнить свои условия по ремонту, в частности, задерживает по сроку, то начисляется неустойка. Мы сегодня предлагаем 0,1% за каждый день просрочки. Но это еще не все. Если Центральный банк видит, что страховая компания некачественно оказывает услугу по натуральному возмещению потребителям, то он может ввести запрет в отношении этой конкретной страховой компании. И тогда у той останется простой выбор — платить деньгами.
— Не испытает ли страховой рынок шок после реформы системы ОСАГО?
— Законопроект построен таким образом, что он позволяет плавно перейти к новой системе возмещения. Если страховщики таких станций техобслуживания не имеют, то они обязаны заплатить потребителю деньги, как они делают сегодня. И только в тех местах, где они предоставят качественный своевременный ремонт, можно будет воспользоваться натуральным возмещением.
— С 1 января страховые компании обязаны продавать электронные полисы ОСАГО. Можно ли говорить о том, что эта услуга уже пользуется большим спросом?
— За первые восемь дней 2017 года гражданами в электронном виде приобретено приблизительно 17 тыс. полисов. В первую очередь, эти приобретения делались как раз в проблемных регионах. Это огромный шаг вперед на пути повышения доступности финансовой услуги ОСАГО. Потребителю нет необходимости, если у него есть электронные средства связи, выходить из дома. Ему достаточно зайти на сайт страховщика или на сайт РСА и начать оформлять полис в электронном виде.
— Продолжит ли Центральный банк чистить страховой рынок от недобросовестных игроков?
— За 2016 год было аннулировано 68 лицензий страховых компаний. Когда Центральный банк в сентябре 2013 года получил полномочия регулирования надзора на страховом рынке, то на рынке существовало 423 страховые компании. Сейчас их осталось 266.