Вор в сухом законе
В прокате "Закон ночи" Бена Аффлека
Премьера кино
В российский прокат вышел фильм "Закон ночи", в котором Бен Аффлек выступает как режиссер, сценарист и исполнитель главной роли. Его новая работа — экранизация криминального бестселлера Денниса Лихейна "Ночь — мой дом" о гангстере, встречающем на своем пути свободу, веру и любовь. Историю, похожую на библейскую притчу, посмотрела ЕЛЕНА КРАВЦУН.
"То, что вы вкладываете, всегда возвращается, но не так, как вы того ожидаете" — на этой родительской мудрости от капитана полиции Томаса (Брендан Глисон), отца ставшего гангстером Джо (Бен Аффлек), держится весь сюжет фильма "Закон ночи". Посеянное зло пожнут сам Джо и его белокурая любовница Эмма (Сиенна Миллер), которая спит еще и с его нервным боссом, главой мафии Альбертом Уайтом. На языке оригинала фильм называется "Live by Night" — это цитата из разговора Джо и Эммы, которые, лежа в постели, мечтают вместе сбежать от мафии. Однако пришедший с фронта Первой мировой Джо к обычной жизни, как выясняется, не приспособлен, но находчивая блондинка предлагает новый план: "Мы будем спать днем и жить ночью". Он, правда, не сработает: банк Джо ограбит неудачно, любовь всей жизни ради спасения собственной шкуры предаст, а босс попытается его убить. Пытаясь отомстить Уайту, неудавшийся делец решает пойти служить к конкуренту — итальянскому криминальному лорду Мазо Пескаторе.
Действие картины разворачивается во времена сухого закона сначала в Бостоне, а затем в солнечной Флориде. Джо постепенно поднимается по служебной мафиозной лестнице, превращает подпольную продажу рома в прибыльный бизнес, встречает новую, на сей раз смуглую любовь Грациеллу (Зои Салдана) и становится респектабельным вором в законе. По той же траектории двигался в свое время и Майкл Корлеоне из "Крестного отца", гангстерской библии всех времен.
Тема отцов и детей поднимается в картине еще много раз. Странные отношения складываются между юной Лореттой (Эль Фэннинг) и ее отцом-шерифом. С ними Джо знакомится из-за своего бизнеса и становится участником семейной драмы. Лоретта, уехав в Голливуд, чтобы стать актрисой, подсела на героин и пустилась во все тяжкие. По возвращении стараниями отца она превращается в религиозную фанатичку и начинает страстно проповедовать отказ от алкоголя и азартных игр. Сцена разговора Джо и Лоретты в кафе — ничего особенно в ней не происходит: Эль Фэннинг в белом платье просто размеренно говорит, а Бен Аффлек слушает, глядя в нее, как в зеркало. Но это заставляет уверовать в магию актерской игры, когда время вокруг замирает и в мире не существует ничего, кроме киноэкрана.
"Закон ночи" — фильм неоднородный, местами страстный и серьезный, а местами пресный и медлительный, но все два с небольшим часа красивый. Только зритель заскучает, думая, что фильм пойдет по мафиозным рельсам, как в сюжете возникает неожиданный кульбит, как, например, война Джо с расистами из местного отделения Ку-Клукс-Клана, лицо которого представляет презанятный персонаж — картавый (и тут надо сказать, что фильм лучше смотреть в оригинале с субтитрами), пузатенький и очень кровожадный.
Внешне фильм, снятый Беном Аффлеком, выглядит как классическая гангстерская драма с пышными перестрелками и знойными девицами. Однако композиционно он напоминает полудиккенсовскую, полубиблейскую притчу, в которой одинокий скиталец встречает на своем пути живые воплощения свободы, веры и любви, которые классическим образом реализуются. Свобода (Эмма) прекрасна только в борьбе и, обретая эту самую свободу, теряет самоценность. Вера (Лоретта) — глупа и бессмысленна и основана на травме, но при этом прекрасна. Любовь (Грациелла) по законам жанра обязательно должна быть принесена в жертву.
Как режиссер Аффлек начал с экранизации романа "Прощай, детка, прощай" Денниса Лихейна, потом была "Операция "Арго"" с "Оскаром" за лучший фильм. Также обязательно стоит вспомнить еще одну картину — "Умницу Уилла Хантинга", для которой Аффлек в соавторстве с Мэттом Деймоном написал сценарий. В своей новой работе Бен возвращается к любимому писателю Лихейну, крайне популярному среди матерых режиссеров автору: его книги в свое время экранизировали Скорсезе ("Остров проклятых" с Леонардо Ди Каприо) и Клинт Иствуд ("Таинственная река"). Аффлек долгое время запоем смотрел старое гангстерское кино, фильмы 1930-40-х годов студии Warner Bros., впитывая уникальный стиль и энергию. "Закон ночи" — его дань уважения жанру и лучшим образцам.
"Закон ночи" как оммаж старой школе Голливуда, помимо прочего, впечатляет бережно созданными нарядами, реквизитом и локациями. Всю вторую половину фильма Бен Аффлек щеголяет в эффектном белом костюме и шляпе — так выглядел Джек Николсон в классическом нуаре Романа Полански "Китайский квартал" 1974 года. Оператор Роберт Ричардсон, работавший над гангстерским кино "Казино" Мартина Скорсезе и его же "Авиатором", над "Прирожденными убийцами" и еще несколькими фильмами Оливера Стоуна и поздними фильмами Тарантино, создает удивительно теплую картинку с видами побережья Мексиканского залива.
С классическим каноном, криминальным миром и режиссерским креслом Бен Аффлек, как, впрочем, и с пришедшейся ему впору ролью Бэтмена, похоже, не расстанется и в будущем. Возможно, уже в 2018 году зритель увидит его новую работу, в которой он намеревается опять сыграть главную роль,— ремейк знаменитого фильма, снятого по известной пьесе Агаты Кристи "Свидетель обвинения", с Марлен Дитрих. Пикантности проекту добавляет участие 60-летней исполнительницы роли Саманты из "Секса в большом городе" Ким Кэттролл.