Туапсинский порт рассчитывает донагрузиться
Компания вложит в развитие производства в 2017 году более 740 млн рублей
В 2017 году АО «Туапсинский морской торговый порт» планирует направить на модернизацию производства 741,2 млн руб. В первую очередь средства пойдут на увеличение пропускной способности порта по перевалке сухих грузов. Специалисты считают, что развитие порта может помочь увеличить его операционные показатели и как следствие — стоимость всего актива, однако конкурировать с Новороссийским морским торговым портом у Туапсе нет возможности. При этом эксперты отмечают, что в прошедшем году из-за санкций, в частности временного осложнения отношений с Турцией, в российских портах произошло серьезное падение грузооборота.
В 2017 году на реализацию инвестиционной программы АО «Туапсинский морской торговый порт» (ТМТП, входит в UCL Holding) планирует направить 741,2 млн руб., что более чем на 40% превышает показатель 2016 года (523,6 млн руб.). Финансирование будет осуществляться за счет собственных средств, сообщает пресс-служба компании. «Основные вложения — более 483,5 млн руб. — будут направлены на поддержание производственных мощностей и дальнейшее увеличение пропускной способности порта по перевалке сухих грузов черных металлов и зерновых культур. В рамках направления планируется размещение заказа на строительство портального крана грузоподъемностью до 40 т для работ на погрузке угля, монтаж и ввод в эксплуатацию крана-манипулятора с грейфером, что позволит увеличить производительность при выгрузке углей из вагонов»,— сообщил „Ъ-Кубани“ представитель порта. По словам собеседника „Ъ-Кубани“, в текущем году также планируется приобретение пяти автопогрузчиков и пяти новых грейферов. «Будет продолжена программа модернизации портового флота, который планируется пополнить еще одним уникальным многоцелевым судном, совмещающим функции буксира и противопожарного судна. В 2017 году на его строительство будет направлено более 125,7 млн руб. Помимо этого будет проведено переоснащение портовых судов спасательными средствами»,— сообщили в пресс-службе ТМТП.
Также инвестиционная программа 2017 года предусматривает модернизацию систем пожаротушения и повышение уровня экологической безопасности нефтеналивного района (35 млн руб.), приобретение вспомогательного оборудования для обеспечения безопасности порта (28 млн руб.), оборудования связи и информационных технологий (14,5 млн руб.). Еще одним проектом в рамках программы развития является прокладка газопровода и перевод котельных на природный газ.
АО «Туапсинский морской торговый порт» является основным оператором одного из крупнейших портов в России — морского порта Туапсе. ТМТП входит в UCL Port, стивидорный дивизион международной транспортной группы UCL Holding, объединяющий также Таганрогский морской порт на юге России и АО «Морской порт Санкт-Петербург», ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» и ООО «Универсальный перегрузочный комплекс» на Северо-Западе страны. Парк перегрузочной техники ТМТП состоит из 28 портальных кранов грузоподъемностью от 10 до 124 т, а также 60 погрузчиков и бульдозеров. Грузооборот в 2016 году составил 14,1 млн т. Выручка за январь — декабрь 2015 года составила 5 млрд 187,7 млн руб., чистая прибыль — 2 млрд 432,7 млн руб.
«Развитие порта, безусловно, может помочь увеличить его операционные показатели, в первую очередь — объем обрабатываемых грузов. Кроме того, это может помочь сократить сроки обслуживания судов, улучшить логистику, увеличить оборачиваемость подвижного состава»,— сообщил ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. Он также добавил, что модернизация повысит эффективность порта и это может увеличить его конкурентоспособность, повысить финансовые параметры. «Развитию портов на юге России уделяется огромное внимание, поэтому работа по модернизации должна продолжаться, так как это не только отвечает национальной задаче по развитию транспортной инфраструктуры, но и увеличивает стоимость всего актива, может позволить увеличить денежный поток»,— отметил эксперт.
При этом, по мнению руководителя консалтингового агентства «Советник» Максима Орешина, конкуренцию Новороссийскому морскому торговому порту Туапсинский порт составить не сможет. «Естественно, здесь главная цель — увеличить производство, пропускную способность порта. Для этого необходимо по максимуму уменьшить время погрузки-разгрузки грузов. Туапсинский порт — очень крупная компания, однако Новороссийску он не конкурент Новороссийск первый порт в стране и третий в мире по мощностям. Плюс у него более удачное расположение. Возможности просто несопоставимы»,— сказал господин Орешин, в то же время отметив, что грузооборот зависит не только от мощностей «Он зависит даже от погоды, а главное — от поставок, от того, сколько судов приходит в порт. В 2016 году произошло резкое падение перевалки грузов из-за санкций против Турции — это был один из самых крупных поставщиков продуктов. К концу года, когда санкции сняли, ситуация выровнялась, однако история может повториться».
Представитель порта в разговоре с корреспондентом „Ъ-Кубани“ также отмечал, что нехватка грузов может стать проблемой.
По мнению аналитика Raiffeisen Константина Юминова, ситуация обстоит иначе. «Обычно порты обладают довольно высокой рентабельностью. Так как Туапсинский порт входит в группу UCL, большая часть загрузки ему обеспечена благодаря периметру, который контролирует группа. Это помогает синхронизировать логистическую цепочку. С НМТП Туапсе довольно успешно конкурирует, по крайней мере по зерну. Но вообще конкуренция ТМТП в основном по ценнику должна быть. Некоторым компаниям не так важна скорость разгрузки-погрузки или условия хранения, как цена. И здесь Туапсе может выиграть, если правильно сыграет. У него есть свои преимущества»,— уверен аналитик.