Правила игры

определит стиль менеджмента Трампа, уверен глава азиатской программы Московского центра Карнеги Александр Габуев

В мире есть всего одна столица, где вступления в должность Дональда Трампа ожидают с еще большим нетерпением, чем в Москве,— это Пекин. Для Китая избрание господина Трампа было таким же сюрпризом, как для всех остальных (если отбросить версию о всемогуществе российских спецслужб).

Фото: Алексей Куденко, Коммерсантъ

Больше всего китайцев волнуют не предвыборные высказывания Дональда Трампа или его грозные записи в Twitter. В конце концов в Пекине видели уже много американских президентов, которые в ходе кампании грозили "призвать Китай к ответу" — лишь для того, чтобы позднее начать сотрудничать. Выправить положение всегда помогали плотные контакты с командой специалистов по Азии, которые работали в Белом доме и американских ведомствах.

Изучив стиль менеджмента каждого президента, в Пекине всегда умели построить правильные каналы общения с нужными чиновниками. Сложнее всего в последние годы было, пожалуй, с Бараком Обамой. Если какая-то тема интересовала президента, он занимался ею лично или ставил на нее самых компетентных членов своей команды: в итоге получались прорывы вроде иранской ядерной сделки, быстрого выхода из рецессии, принятия Obamacare или восстановления отношений с Кубой.

Если же тема переставала интересовать господина Обаму, центр принятия решений спускался на два уровня ниже — и там уже курирующий замминистра мог почти бесконтрольно вести свою линию, а президент вмешивался лишь уже в ситуации кризиса.

Усвоив это, китайцы выстроили многоуровневую систему контактов, вовлекая и президента, и чиновников рангом ниже, и в итоге прошли обамовскую восьмилетку без потрясений.

Кто будет управлять отношениями с внешним миром у Дональда Трампа и какую роль будут играть разные ведомства, пока совершенно неясно. Американские СМИ, нещадно критиковавшие республиканца в ходе кампании, не делали расследований о нем как о менеджере. Единственный подробный текст в Politico рисует его крайне импульсивным боссом, у которого семь пятниц на неделе, и неспособным выстраивать команды.

Но то бизнес и очень предвзятое освещение. Как будут приниматься решения, когда в ситуационной комнате соберутся столь яркие личности с порой полярными взглядами, как члены команды господина Трампа, не очень понятно. Сюда надо добавить недоверчивость нового главы Белого дома, его желание опереться на родственников и неизбежные склоки по поводу влияния на президента. "До сих пор непонятно, с кем решать вопросы",— жалуются китайцы. В случае России, возлагающей большие ожидания на Дональда Трампа, остается надеяться, что наши всемогущие спецслужбы знают ответ.

Вся лента