Автопром нашел дно
Со второго полугодия прогнозируется восстановление рынка
Несмотря на падение продаж легкового автотранспорта в России на 11%, в 2017 году российский авторынок может наконец преломить четырехлетний тренд падения и начать восстанавливаться. Игроки осторожно прогнозируют рост в пределах 10%, подчеркивая, что это возможно лишь при сохранении экономической стабильности и объемов господдержки. При этом собеседники "Ъ" в автоконцернах отмечают, что говорить о реальном восстановлении рынка преждевременно, а плановый рост производства обеспечен скорее надеждами на рост экспорта.
Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) в России в 2016 году упали на 11%, до 1,42 млн машин, сообщила вчера Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Председатель комитета автопроизводителей ассоциации Йорг Шрайбер замечает, что рынок "по-прежнему нуждается в положительном развороте, но, очевидно, находится в процессе финального поиска дна". Дилеры ожидают, что "дно" либо уже достигнуто, либо будет достигнуто в первом квартале. А в АЕБ считают, что в этом году у рынка есть шанс завершить четырехлетнее падение и вырасти на 4% — до 1,48 млн машин.
Собеседники "Ъ" в концернах отмечают, что прогноз АЕБ даже пессимистичен. Так, например, в Ford Sollers (нарастил в 2016 году долю на 0,6 п.п. до 3%) ожидают в этом году умеренного роста в пределах до 10% и рассчитывают в первую очередь на укрепление сегментов внедорожников и LCV. Один из собеседников отмечает, что выпуск вырастет не только на ожидании оживления спроса, но и за счет роста экспорта. При этом он подчеркивает, что объемы остаются низкими, и реальным восстановлением рынка ситуацию пока не назвать. Импорт, по его мнению, на фоне стабильного курса рубля и по мере привыкания покупателей к уровню цен будет расти.
Управляющий директор Kia Motors Rus Александр Мойнов рассказал "Ъ", что в этом году компания рассчитывает немного увеличить долю рынка — примерно на 0,5 п.п. до 11%. По его мнению, при сохранении господдержки рынок и соответственно продажи бренда могут вырасти на 4-6%. "Мы не ожидаем кардинального перераспределения долей рынка между сегментами,— говорит господин Мойнов.— Продолжат превалировать сегменты B/B+ и внедорожники с долей рынка около 36% у каждого из сегментов". С-сегмент, по оценкам компании, прекратит падение и может немного увеличить долю на рынке с текущих 6,4%.
Ожидания дилеров ближе к прогнозам АЕБ. В "Автоспеццентре" "надеются", что рынок достиг дна, и рассчитывают сохранить свои продажи на уровне 2016 года — от первого полугодия ожидают замедления падения, а начиная со второго полугодия — небольшого роста. В "Рольфе" добавляют, что первый квартал может все же оказаться тяжелым для рынка, но ожидают роста продаж по году примерно на 5%. По оценке "Автоспеццентра", продолжит расти и вторичный рынок — примерно на 12% по итогам года. Глава "Авилона" Андрей Павлович ждет роста рынка на 5% при отсутствии резких скачков курса рубля. Он отмечает, что многие импортеры настроены "еще более позитивно и дают прогнозы на увеличение продаж до 7%".
Глава автомобильной практики EY Андрей Томышев также ожидает в 2017 году умеренного роста продаж машин, подчеркивая, что динамика будет зависеть от объема и эффективности господдержки отрасли. Эксперт считает, что рынок может вырасти в пределах 10%. По мнению эксперта, импорт будет постепенно восстанавливаться, но не сможет достичь пиковых показателей 2012 года.