«Вагонреммаш» обойдется без Новороссийска
Обеспечивавший основной объем прибыли филиал компании закрыт и может быть продан «Транснефти»
Активы Новороссийского вагоноремонтного завода, располагающегося в припортовой зоне, может приобрести «Транснефть». Деятельность предприятия, 150-миллионная прибыль которого в 2015 году покрыла убытки двух других филиалов ВРМ, прекращена по решению акционеров. Среди потенциальных покупателей «Транснефть», по оценке экспертов, является наиболее вероятным кандидатом. Власти города обещают помочь потерявшим работу сотрудникам с трудоустройством.
Новороссийский вагоноремонтный завод (НВРЗ) с 1 января прекратил свою производственную деятельность. По данным источника „Ъ-Кубани“, интерес к активам предприятия проявило ПАО «Транснефть», представители которого в настоящее время якобы ведут переговоры с АО «Вагонреммаш» (ВРМ) о приобретении недвижимого имущества одного из трех филиалов компании, в частности земельного участка площадью около 23 га в районе Новороссийского морского торгового порта. В пресс-службе «Транснефти» сообщили, что сведениями о готовящейся сделке с активами ВРМ не располагают. Руководство ВРМ вчера ситуацию с НВРМ прокомментировать не смогло.
Как рассказал „Ъ-Кубани“ директор НВРЗ Владимир Шелегацкий, решение о прекращении деятельности предприятия было принято в октябре прошлого года акционерами головной компании, в состав которой входят три филиала: Воронежский, Новороссийский и Тамбовский вагоноремонтные заводы, в связи с сокращением общего объема заказов на ремонтные услуги со стороны АО «Федеральная пассажирская компания» (ФПК) — дочернее предприятие ОАО «РЖД». «Максимальная загрузка у НВРЗ была в 2015 году, когда объем продаж составил 1,7 млрд руб., а прибыль — 130 млн руб. В тот год было отремонтировано 250 вагонов, за 2016 год мы отремонтировали 172 вагона с объемом продаж 1,1 млрд руб. Показатели прибыли в прошлом году ухудшились в связи с тем, что после решения о прекращении работы завода и сокращении штата мы начали осуществлять положенные по трудовому законодательству выплаты»,— рассказал господин Шелегацкий. По его словам, из трех филиалов лишь новороссийский завод в 2015 году был загружен на полную мощность — предприятия в Воронеже и Тамбове работали в режиме четырехдневной рабочей недели.
Согласно данным «СПАРК-Интерфакс», максимальный объем выручки ВРМ в период с 2011-го по 2015 год наблюдался в 2012-м и 2013 годах — около 9,6 млрд руб., а в последующие годы она сократилась до 8,4 млрд руб. в 2014 году и 8,04 млрд руб. в 2015-м. Убыточным за этот же период времени был лишь 2014 год, когда компания потеряла 115,5 млн руб. В остальное время положительный результат варьировался от 5 млн руб. в 2015 году до 271,8 млн руб. в 2013-м.
По оценке руководителя НВРЗ Владимира Шелегацкого, снижение объемов заказов на предприятия ВРМ связано с уменьшением объемов пассажирских железнодорожных перевозок в течение 2013—2015 годов по России в целом, а также с тем, что с 2014 года ФПК прекратила осуществлять перевозки по территории Украины. Вчера в пресс-службе АО «Российские железные дороги» не смогли прокомментировать ситуацию с текущим объемом заказов на оказание услуг по текущему и капитальному ремонту подвижного состава. На сайте компании сообщается, что по итогам 2016 года объем пассажирских перевозок увеличился на 1,6% — до 1,37 млрд человек.
В беседе с корреспондентом „Ъ-Кубани“ ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов высказал мнение, что потенциально активы, подобные НВРЗ, могли быть интересны разным категориям инвесторов, включая частные железнодорожные и машиностроительные компании. «Вариант продажи недвижимого имущества предприятия с целью организации на этом месте какой-либо другой деятельности также не исключен»,— считает эксперт. По оценке аналитика ИК «Велес капитал» Игоря Арнаутова, такой актив, как НВРЗ, потенциальному инвестору может быть интересен исключительно с точки зрения использования территории и инфраструктуры. «В этом плане „Транснефть“ в качестве потенциального покупателя выглядит вполне реальным кандидатом. Она через Novoport Holding совместно с группой „Сумма” уже владеет 50,1% акций НМТП и может быть заинтересована в создании нефтехранилищ на территории завода, особенно с учетом наличия подъездной инфраструктуры»,— отмечает господин Арнаутов и напоминает, что в феврале 2016 года «Транснефть» уже приобрела 50% Новороссийского мазутного терминала.
На то, что возможному инвестору закрывшееся предприятие может быть интересно исключительно как территория, расположенная вблизи Новороссийского морского торгового порта, обращает внимание и председатель первичной профсоюзной организации НВРЗ Ирина Нарижная. «Заводские корпуса уже достаточно старые, для модернизации или перепрофилирования с началом какой-либо иной производственной деятельности нужны значительные инвестиции, а главная ценность — это подъездные пути к порту»,— рассказала госпожа Нарижная.
В пресс-службе администрации Новороссийска сообщили „Ъ-Кубани“, что в прошлом году в целях сохранения предприятия обращались к руководству ОАО «РЖД» с просьбой поддержать предприятие предоставлением заказов, однако получили ответ, что сокращение закупок ремонтных услуг произошло по объективным причинам. Также, по словам представителя городской администрации, власти города через центр занятости стараются оказывать поддержку уволенным сотрудникам с трудоустройством. Общая численность уволенного в конце декабря производственного персонала, по словам председателя профсоюза Ирины Нарижной, составила более 300 человек, еще 135 были уволены в июне, в настоящее время хозяйственную деятельность предприятия обеспечивают чуть более 100 человек административного и инженерно-технического персонала. Всего в результате прекращения работы предприятия свои места потеряют около 600 человек, с учетом членов семей постоянного дохода лишатся более тысячи новороссийцев.
«В целом рабочие специальности на Кубани в настоящее время востребованы, однако узкая специализация большинства уволенных сотрудников сделает процесс трудоустройства затруднительным. Потребуется либо длительное переобучение, либо переезд в другие районы края или даже за его пределы, где работают схожие предприятия»,— считает маркетолог компании Head Hunter Илона Полянская. Кроме того, опрошенные „Ъ-Кубанью“ эксперты кадровых агентств отмечают невысокую эффективность государственных служб занятости, набор вакансий в которых ограничен, а предлагаемый уровень зарплаты низкий.
Леонид Воронин