"С бедными у нас проще, чем с богатыми"

Правительство не будет вводить прогрессивную шкалу налога на доходы физических лиц. Об этом журналистам заявила вице-премьер Ольга Голодец. Однако куратор социального блока отметила, что тема обсуждается кабинетом министров. Последнее обстоятельство фактически опроверг премьер-министр Дмитрий Медведев. Политический обозреватель "Коммерсантъ FM" Дмитрий Дризе считает, что власть изучает возможную реакцию общества на непопулярные меры.

Фото: Геннадий Гуляев, Коммерсантъ

Один день — два заявления. По словам вице-премьера Ольги Голодец, введение прогрессивной шкалы НДФЛ в России обсуждается правительством. Чуть позже премьер-министр Дмитрий Медведев опровергает своего заместителя: вопрос не обсуждается. Председатель правительства напоминает: налоговую систему решено не трогать.

Так кому верить?

Дмитрий Медведев поясняет, что именно обсуждается на самом деле: "Мы —правительство — выделили одиннадцать приоритетных направлений на ближайшие годы. Проектный подход, на который мы все активнее переводим наше государственное управление, позволяет более эффективно распределять ресурсы и двигаться по этим направлениям".

Из этой фразы действительно напрямую не вытекает, что реформирование НДФЛ состоится. Но, с другой стороны, непонятно, куда приведет движение по этим одиннадцати направлениям. Вполне может быть, что и к тому самому налоговому изменению.

Возвращаемся к Голодец. По ее словам, соцблок кабмина готов освободить от подоходного налога граждан с доходами не выше минимального размера оплаты труда, и это сейчас просчитывается в рамках борьбы с бедностью. Опять сомнение: получается, что тема все-таки есть в повестке дня.

Кроме того, возникает естественный вопрос: где брать выпадающие доходы. Если дать больше бедным, надо у кого-то взять. Логично предположить, что у богатых. Последнее понятие размыто. С бедными проще – эта категория у нас определена МРОТ – 7,5 тыс. руб. А вот, например, 40 тыс. – это много или мало? Ответа нет — это как-то повисает в воздухе.

Понятно, что Голодец выгодней отчитаться о борьбе с бедностью, нежели о том, чем ее компенсировать. Это тонкая грань между популярными и непопулярными мерами.

Наконец, если это не обсуждается, зачем об этом говорить? Зачем создавать дополнительную нервозность?

Единственное, что четко обещает кабинет министров — не допустить каких-либо резких изменений в течение двух лет — до президентских выборов. А сейчас, видимо, будут вбрасываться различные варианты с целью изучить общественную реакцию. Кто-нибудь из министров или вице-премьеров что-то заявит — премьер или президент потом опровергнет, в целом допуская, что систему надо совершенствовать. Хотя низкий подоходный налог и вывод зарплат из "тени" всегда считались главным достижением реформ 2000-х.

Вся лента