Сила традиций

Угрожают ли онлайн-технологии банковскому сектору

Российские банки не умрут, но сильно изменятся. Об этом заявила зампред Центробанка Ольга Скоробогатова. По ее словам, кредитным организациям нужно искать новые бизнес-модели, из-за того, что в стране активно развиваются онлайн-сервисы. Какое будущее ждет банковский сектор, выяснял корреспондент "Коммерсантъ FM" Владимир Расулов.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Российские банковские офисы могут потерять клиентов. Виной всему — финансовые технологии. Сейчас практически все отечественные банки предлагают многочисленные дистанционные сервисы. Через интернет или мобильное приложение можно перевести деньги, оплатить коммунальные расходы, погасить кредит и выполнить много других операций. Это уже сейчас ощутимо давит на всех игроков банковского рынка, отметил зампред правления Сбербанка Вадим Кулик. "Они не подлежат регулированию, они достаточно быстро будут меняться. В этой связи каждый банк в угрозе остаться практически "трубой", предоставляющей услугу расчета или фигурирующей в конце передачи денег или кредита, а по факту будучи отрезанной от конечного потребителя", — пояснил он.

Однако классические банки просто так не сдадутся, уверен член совета директоров Альфа-банка Петр Авен. По его словам, многие кредитные организации наработали большие клиентские базы. А без физического присутствия построить серьезный финансовый институт просто невозможно, добавил Авен: "Модная тенденция говорить о виртуальном мире, но мое глубокое убеждение, что все это чушь. Человеческое общение — это биологическая потребность. Сейчас почти все, включая отношения мужчины и женщины, существует онлайн, но, поверьте мне, все обратно пойдет. В какой-то момент само умение общаться офлайн будет ценностью, точно так же, как умение обеспечить privacy станет большим бизнесом".

По данным аналитического агентства Markswebb Rank&Report, в прошлом году почти 65% — или 35 млн россиян — пользовались интернет-банкингом. Полностью виртуальными банки не станут. В онлайн уйдет только часть их услуг, считает основатель Тинькофф-банка Олег Тиньков.

"Средний, малый, корпоративный, инвестиционный бизнес, wealth management останутся в отделениях больших коммерческих банков. Спора тут никакого нет. Транзакционная часть, розничный банкинг уйдут, конечно же, в онлайн и в digital, как уже произошло", — подчеркнул он.

В наступившем году Центробанк собирается проверить, насколько безопасен российский интернет-банкинг. И причины для этого есть. За три квартала 2016-го пользователи онлайн-сервисов потеряли более 1 млрд руб.

Согласно расчетам рейтингового агентства RAEX, объем онлайн-платежей в России в прошлом году должен превысить уровень 2015-го примерно на 9%.

Вся лента