Экономический рост ждет реформ
На Гайдаровском форуме рассказали, как удвоить ВВП к 2035 году
В рамках Гайдаровского форума продолжают обсуждаться рецепты экономического роста. Сегодня на панельной сессии «Устойчивый экономический рост: модель для России» глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин рассказал собравшимся, что при проведении структурных реформ, включающих реформу самого госаппарата, экономика может показать рост выше 3% в 2019 году и 4% — в 2022 году, а к 2035 году показать двукратный рост. В Минэкономики ставку традиционно делают на частные инвестиции — сейчас их уровня для обеспечения роста недостаточно, однако макроэкономическая стабильность и административные барьеры продолжают называться в числе основных рисков для бизнеса.
В случае проведения структурных реформ экономика России может показать рост выше 3% в 2019 году, выше 4% к 2022 году, а к 2035 году вырасти в два раза — с таким прогнозом сегодня выступил глава совета Центра стратегических разработок Алексей Кудрин в рамках Гайдаровского форума. Он напомнил, что президент поручил правительству разработать план действий, позволяющий к 2020 году выйти на темпы экономического роста, превышающие среднемировые, и добавил, что «выйти на эти темпы достаточно сложно».
Начинать реформы необходимо с системы госуправления, полагает Алексей Кудрин: сейчас состояние институтов госуправления, предпринимательской среды в части готовности к риску и инвестированию находится на уровне, не позволяющем решать поставленные задачи. В частности, госаппарат должен быть более мобильным при принятии решений: «Мир меняется, и мы должны меняться так же быстро, мы не можем рассматривать некоторые предложения по улучшению нашей работы месяцами, годами». Первым, но «еще робким» шагом такого реформирования господин Кудрин назвал «проектный офис» правительства, созданный летом прошлого года.
«Перед нами стоят очень серьезные вызовы, которые объективно сдерживают наш экономический рост. Те шаги, которые должны принимать страна, правительство, президент,— они неординарны, они достаточно серьезны. Прежде всего это демографические вызовы, недостаток инвестиций, включая проблему санкций, наше дистанцирование от мировых финансовых рынков, технологическое отставание, низкая производительность, низкое качество государственного управления»,— отметил господин Кудрин. Также, по его словам, осложняет проведение реформ низкий уровень доверия населения к госинститутам власти: у граждан высокий уровень доверия к президенту, «но к таким институтам, как парламент, полиция, отдельные министерства, оно ниже — оно где-то меньше 30%, 25%, а то и 15%».
Среди вызовов для российской экономики господин Кудрин назвал ожидаемое снижение доходов бюджетной системы к 2035 году: по мере снижения доли сырьевого сектора в экономике налоги будут уходить из бюджетной системы. В 2020–2021 годах в России произойдет «серьезный перелом с точки зрения уменьшения доходов бюджетной системы», поэтому необходимо искать новые источники дохода, которые могут быть частично связаны с изменением налоговой системы. Кроме того, он отметил, что в среднесрочной перспективе цели по инфляции должны снизиться до 2–2,5% (сейчас на три года — 4%) — «это снижение стоимости финансовых ресурсов в стране и основа для создания длинных денег». Впрочем, у первого зампреда ЦБ Ксении Юдаевой (присутствовавшей на сессии вместо главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной — она сегодня выступает на Международной банковском конгрессе в Санкт-Петербурге) явного энтузиазма это предложение не вызвало: «Алексей Леонидович (Кудрин.— “Ъ”) сказал, что уже через три года нужно думать о снижении таргета. Надо понять, что это более отдаленная перспектива. Сейчас главная задача — инфляция 4%, чтобы создать условия для развития финансового рынка».
Корреспондент “Ъ FM” Владимир Расулов с Гайдаровского форума: «Алексей Кудрин во время выступления говорил и про то, что надо уходить от сырьевой составляющей бюджета. В частности, он отметил, что необходимо развивать регионы и города для того, чтобы люди там работали, чтобы развивались творческие профессии, потому что они тоже могут приносить достаточно большой доход как самим людям, которые работают там, так и в госбюджет. Он мотивировал это тем, что только два города сейчас могут соревноваться в России по качеству жизни с мировыми столицами — это Москва и Петербург». Читайте подробнее
В числе стимулов экономического роста глава Минэкономики Максим Орешкин, выступая на этой сессии, назвал стимулирование притока частных инвестиций, а не государственных — о снижении эффективности последних перед его выступлением рассказала глава Счетной палаты, пояснив, что «с ними происходит достаточно серьезное неосвоение». Впрочем, ключевыми рисками для частных инвесторов в России господин Орешкин назвал макроэкономическую неопределенность и административные барьеры, а также довольно высокие налоговые издержки для компаний, работающих в легальном секторе экономики. Также для бизнеса важны вопросы общей определенности налоговой системы, условий конкуренции и защиты прав собственности: «По этим направлениям нужно двигаться вперед, и довольно быстрые результаты мы можем получить в первую очередь благодаря определенности в макроэкономике и налоговой системе. Это то, что нужно сделать максимально быстро, в течение этого года»,— полагает министр.
Эксперты Гайдаровского форума обсудили инвестиции в человеческий капитал
По оценке экспертов Гайдаровского форума, выступавших 12 января на сессии «Социальное развитие: исторические уроки и грядущие вызовы», в будущем российская экономика должна увеличивать долю высокооплачиваемых рабочих мест с высоким уровнем производительности. Для этого нужно предотвратить процесс замещения более квалифицированных российских работников мигрантами. Чтобы сделать российские рабочие места привлекательнее, нужно развивать такие социальные сервисы, как страхование от безработицы и выявление профессиональных заболеваний, повышать стоимость оплаты труда. Читайте подробнее