"Деятельность музея несовместима с работой церкви"
Эксперт в эфире "Ъ FM" — о ситуации вокруг Исаакиевского собора
Передача Исаакиевского собора Русской православной церкви приведет к его ликвидации как музея. Об этом говорится в заявлении, которое опубликовано на сайте Союза музеев России. Авторы подчеркивают — часть сотрудников не станут работать в религиозной организации, а без них музей не сможет функционировать. Ранее власти Петербурга сообщили о передаче сооружения под управление церкви. Ведущий "Коммерсантъ FM" Марат Кашин обсудил ситуацию с исполнительным директором Союза музеев Борисом Аракчеевым.
— Объясните, пожалуйста, почему передача Исаакиевского собора церкви грозит ликвидацией музея? Почему?
— Потому что о музее вообще не идет разговора. Здание передается в безвозмездное пользование. Естественно, музей оттуда должен будет выехать, потому что в соглашениях передачи собора церкви никак не регламентирована работа с музеем. Это уникальный музей, который называется "музей-памятник Исаакиевский собор", и этот музей привязан к Исаакиевскому собору. Вся деятельность музея не совместима с работой церкви.
— Но разве представители РПЦ не говорили, что все музейные экспонаты, которые сейчас находятся в соборе, там и останутся? Просто изменится, может быть, характер проведения экскурсий. Говорится о том, что они станут бесплатными, но будут работать экскурсоводы. Возможно, это будут другие люди, не нынешние сотрудники музея.
— Работа музея — это не только работа экскурсоводов. Основная работа музея заключается в различных программах, детских в том числе, в изучении того, что происходит, в наблюдении за реставрацией. Очень много музейных функций. Если музей оттуда выезжает, то, естественно, никакой музейной работы не будет. Вопрос идет о ликвидации. То есть юридическое лицо не ликвидируется, но вы же понимаете, что музея Исаакиевского собора не может быть в каком-то другом месте. Да, этому музею как юридическому лицу дали другое здание — на Большой морской, но там будет развиваться другой музей, уже не музей Исаакиевского собора. Там будет музей с какой-нибудь другой темой, например, Северной войны. Сейчас думают, как это здание приспособить под музейные нужды. Здесь же и вся коллекция музея находится в самом памятнике, поэтому все музейные функции исчезают, музея там не будет.
— Все-таки экспонаты, которые сейчас хранятся в Исаакиевском соборе, должны быть вывезены в другое место, это непременное условие?
— Нет, они не могут быть вывезены. Поэтому и идет разговор о том, что экспонаты не будут вывезены, и музей ликвидируется. Это будет не музей, а церковь. У церкви совершенно другая функция. Функции музея — просветительская, образовательная, научная. Ни одной из этих функций у церкви нет. У церкви есть функция молитвы, и все остальное уже опосредованно.
Сегодня в Исаакиевском соборе церковь и музей существуют вместе. Церковь на договорной основе совершает службы, и никто никому препятствия не чинит. Еще не было ни одного случая, и я не думаю, что здесь такое получится, чтобы церковь пустила музей на каких-то договорных условиях работать в храме.
— На какие деньги сейчас содержится собор? Правильно ли я понимаю, что это деньги от продажи билетов? Если оказывается помощь городом, то в каком объеме?
— Насколько я знаю, никаких дотаций от города музей не получает. Они, что называется, на хозрасчете, как это раньше было. То есть им хватает тех доходов, которые они имеют, и еще они тратятся на реставрацию. Даже на реставрацию город ничего не дает. Конечно, у нас вызывает большую озабоченность тот факт, что город берет на себя обязательства выделять деньги из городского бюджета на реставрацию собора. Потому что раньше все шло из доходов музея. Музей получал доходы от входной платы, и это вполне нормально. Мы прекрасно знаем, что церковь получает серьезные доходы от прихожан. И даже часть из них не будет направляться на реставрацию. А реставрация и содержание собора очень дорогие.
— Как вы считаете, общественная дискуссия, общественный протест против передачи собора РПЦ могут повлиять на исход дела? Решение может быть пересмотрено?
— Поведение власти сегодня однозначное. По Конституции церковь вроде бы отделена от государства, но в этой ситуации государство не хочет поддерживать государственное же учреждение. К сожалению, это политика, которая проводится не только в Петербурге, очень многие музеи от этого страдают по всей стране.
Мне непонятно, почему разжигается этот конфликт между музеем и церковью. Потому что с нашей стороны никакого конфликта нет, мы готовы вместе работать. Но сегодня происходит разрушение музеев точно так же, как после 1917 года происходило разрушение церквей. Их разрушали, а дальше мы пришли к тому, что восстанавливаем храмы. Теперь мы будем разрушать, ликвидировать музеи, чтобы потом их опять восстанавливать?
— С вашей точки зрения, идеальным вариантом было бы оставить все, как есть сейчас, не менять ничего?
— Конечно. Это очень хорошая традиция и сохранение уникального музея с возможностью проведения церковных служб.