«Ребята, вы к нам легально идите»

Госдума одобрила в I чтении ограничения для онлайн-кинотеатров

Уже с лета нынешнего года деятельность онлайн-кинотеатров в России может быть ограничена. Согласно законопроекту, одобренному Госдумой в первом чтении, иностранцам придется сократить долю участия в капитале таких сервисов до 20%. Онлайн-кинотеатрам запретят и участвовать в предвыборной агитации. Законопроект, вызвавший критику участников рынка, предлагали доработать в правительстве и в правовом управлении Госдумы, что депутаты обещают сделать ко второму чтению.

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

Проект закона, регулирующего деятельность онлайн-кинотеатров, был принят сегодня Госдумой в первом чтении. Поправки вносятся в законы «Об информации», «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», «Об основных гарантиях избирательных прав» и КоАП.

Проект, который разрабатывал Медиакоммуникационный союз (объединяет операторов сотовой связи и медиахолдинги), внесен в Госдуму 25 ноября 2016 года. Согласно документу, к 1 июня 2017 года иностранное участие в аудиовизуальных сервисах с профессиональным контентом должно быть ограничено 20%. Требование не распространяется на ресурсы, которые предоставляют доступ «преимущественно к аудиовизуальной продукции, размещаемой пользователями». Определять «преимущественное содержание» аудиовизуальной продукции будет Роскомнадзор, который будет вести реестр таких сервисов. Но правкомиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ может принять решение о допущении иностранных инвестиций в такие сервисы, следует из проекта.

«Ребята, вы к нам легально идите. Если вы не согласны владеть только 20%, приходите в правительственную комиссию об инвестициях»,— отметил сегодня Андрей Луговой, указанный в законопроекте как один из его авторов. По его словам, главное для нас — понять, кто вещает, и зарегистрировать.

Член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Андрей Луговой

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

Еще до внесения в Госдуму законопроект вызвал критику участников рынка и отраслевых экспертов. Правительство и правовое управление Госдумы предложили дополнительно обосновать требование по ограничению иностранного участия в акционерных капиталах таких компаний. Кроме того, по мнению правительства, следует уточнить ряд терминов, фигурирующих в законопроекте. Эксперты указывали, что текущая его редакция подводит под определение «аудиовизуального сервиса» не только магазины приложений и контента Google Play, iTunes и AppStore, но и такие сервисы, как «Кино Mail.Ru», «Игры Mail.Ru», «Яндекс.Музыка», «Яндекс.Видео» и Twitch.

Ко второму чтению законопроект будет переработан, заверил первый замруководителя фракции ЛДПР Вадим Деньгин. «Несмотря на то что Андрей Луговой (указан в качестве одного из соавторов документа.— “Ъ”) член нашей фракции, мы законопроект не поддержали, у нас возник к нему ряд вопросов,— сообщил RNS Вадим Деньгин.— Во-первых, в документе не дано понятие, что такое аудиовизуальный сервис. Поэтому возникает куча вопросов, закроют YouTube или другие подобные сервисы, где пользователи размещают личный контент, на который по заявкам авторов закона действие закона не распространяется».

Также у депутатов возникли вопросы относительно аспекта законодательства о проведении выборов. «Имеем ли мы право размещать там свою рекламу в каком-то ролике, пока нет предвыборной кампании?» — спросил господин Деньгин.

Кроме того, на пленарном заседании Андрей Луговой предложил ужесточить требования к социальным сетям, приравняв их к операторам связи. «Уже вообще давно надо поставить вопрос, чтобы все эти соцсети стали операторами связи, чтобы к ним были совсем другие требования, чтобы, извините, наших сограждан и наших детей не вербовали на то, чтобы ехать в Сирию и в другие горячие точки»,— заявил он (цитата по «РИА Новости»). Впрочем, по словам главы комитета Госдумы по информполитике Леонида Левина, эта тема «не обсуждается»: «Вопрос подобного регулирования в повестке не стоит».

Роман Рожков


Почему государство переводит под контроль не только СМИ

Практика ограничений в медиабизнесе, начатая еще в 2015 году с запрета иностранцам владеть более 20% в российских СМИ, оказалась работоспособной и быстро закрепилась. В 2016 году аналогичные ограничения введены для телеизмерительных компаний, а в 2017-м попасть под ту же гребенку могут и онлайн-видеосервисы. Вместо того чтобы вмешиваться в медиабизнес напрямую, государство по-прежнему предпочитает контролировать его косвенно — через лояльных собственников. Однако в расширении схемы уже видны не только идеологические, но и коммерческие аспекты. Читайте подробнее

Вся лента