Билет на одну повестку
На Гайдаровском форуме ищут рецепты ускорения темпов роста ВВП
Во второй день проходящего в Москве Гайдаровского форума-2017 его участники продолжили поиски очертаний экономической повестки следующего политического цикла. Приехавший на форум первый вице-премьер Игорь Шувалов предположил, что такая повестка может строиться на двух базовых пунктах: адекватном налоговом бремени и главенстве конкуренции. По его ожиданиям, начинать реализовывать эти принципы в 2018 году можно будет уже в условиях отмены контрсанкций, которые в долгосрочной перспективе вредны для российской экономики.
Поставленная Владимиром Путиным задача не позднее 2020 года обеспечить темпы роста экономики выше среднемировых озадачила чиновников и экспертов вопросом о том, как именно это можно сделать. Минэкономики во главе с Максимом Орешкиным обещает промежуточную версию плана действий правительства на 2017-2025 годы уже к марту, но пока никакие наметки к нему не раскрываются. Нет ясных сведений и о программе на следующий политический цикл, которую под руководством Алексея Кудрина готовит Центр стратегических разработок. Однако кое-что из идей, носящихся в воздухе и в головах чиновников, вчера все же можно было уловить.
Первый вице-премьер Игорь Шувалов в качестве двух основных идей для экономики после 2018 года назвал адекватный уровень налогового бремени и главенство конкуренции. Именно по этим двух пунктам, по его мнению, министерствам вскоре надо будет договориться. Адекватное бремя в понимании вице-премьера это налоги, которые позволят обеспечить все публичные расходы, но оставят при этом предпринимателям желание и стимул зарабатывать. "Второе — конкуренция как ценность",— сказал первый вице-премьер, отметив, что кроме прочего понимает под этим и справедливую судебную и правоохранительную систему, не позволяющую использовать ее в качестве рычага против конкурентов. "Вот я вижу в этом сейчас повестку, по которой надо договариваться. Она может быть к маю 2018 года, когда будет изменено правительство и нужно будет уже вносить акты в Госдуму",— заключил Игорь Шувалов.
Что касается собственно роста, то, по мнению Алексея Кудрина, при проведении структурных реформ экономика может показать рост выше 3% в 2019 году и 4% — в 2022 году. Набор этих изменений известен: это, в частности, реформа судебной системы для защиты прав собственников, снижение доли государства в экономике, реструктуризация монополий, повышение пенсионного возраста для решения демографических проблем и рост бюджетных расходов на образование и здравоохранение для увеличения человеческого капитала.
Начать же господин Кудрин предложил с реформы госуправления. Обоснование этому: "российская экономика является государственно-центричной". Смысл изменений: заставить чиновников работать быстрее — предложения не должны рассматриваться годами. Ускорившись, чиновники должны стать еще и компетентнее. Некомпетентные кадры, по словам экс-министра финансов, не смогут принимать правильные решения: нужно выйти на новый уровень обучения и подбора кадров для госорганов. Первым, "еще робким" шагом правильного реформирования господин Кудрин назвал проектный офис правительства, созданный летом прошлого года.
Замглавы Минэкономики Олег Фомичев развил идею несоответствия чиновников реалиям экономики в радикальном ключе. Он предложил не заниматься бесполезной, по его мнению, правкой действующего закона о государственной службе, а написать совсем новый — для выстраивания другой системы. В частности, по его мнению, следует подумать, надо ли вообще сохранять отдельный статус госслужащего или просто считать его деятельность одним из видов работы — со своими ограничениями, но без таких сопутствующих атрибутов, как, к примеру, отдельная пенсионная система.
Еще один просматривавшийся во вчерашних дискуссиях форума возможный консенсус — "правильность" нынешней цены нефти для начала замышляемых структурных реформ. Если цены опустятся ниже, вновь включится режим выживания и "проедания" резервов, если поднимутся заметно выше — мотивация к изменениям вновь пропадет. Алексей Кудрин полагает, что политическая воля к проведению реформ ослабнет, если цена на нефть будет выше $60 за баррель. "До $60 нас не расслабит, потому что все равно темпы роста будут низкие", — пояснил свою мысль министр.
Впрочем, судя по ожиданиям отвечающего теперь за макропрогноз Максима Орешкина, "опасаться" дальнейшего роста нефтяных цен не приходится. По его мнению, решения по ограничению добычи привели рынок нефти в устойчивое состояние, но долгосрочного роста цен ждать не стоит — ориентироваться следует на их текущий уровень. Министр финансов Антон Силуанов со своей стороны вчера предположил, что при $50 за баррель "приговоренный" к исчерпанию Резервный фонд все же удастся сохранить, ведь у бюджета при такой цене появится дополнительный 1 трлн руб. доходов. Сохранение же резервов дает дополнительный шанс на начало затратных реформ — в случае если чиновники о них когда-нибудь все же договорятся.
Отсутствие на форуме значимых новостей и готовых проектов Игорь Шувалов вчера компенсировал позитивным и несколько неожиданным прогнозом — о возможном прекращении действия санкций Запада и ответного российского продовольственного эмбарго после 2017 года. "Пришло время понимать, что санкции скоро прекратят свое действие и контрсанкции тоже",— сказал он, предложив Минсельхозу и другим ведомствам исходить именно из таких ожиданий. По его словам, если политических решений по отмене все же не будет, это создаст долгосрочные проблемы — при долгом действии искусственных ограничений российские компании будут проигрывать в глобальной конкуренции.