В России определили среднее арифметическое
Учеников младших классов проверили на знание математики
Меньше всего ошибок в курсе математики начальной школы делают ученики Курской, Магаданской и Орловской областей. Наибольшие трудности — у школьников Чечни, Тувы, Ингушетии и Дагестана. При этом сложности вызывает в основном изучение дробей и единиц измерения массы. Несмотря на то что в Москве больше всего учеников используют онлайн-ресурсы для обучения, лидерами по использованию информационных технологий в школе признаны Тюменская область и Мордовия.
Первое учебное полугодие текущего учебного года показало, что российским первоклассникам при изучении математики сложнее всего даются упражнения на вычитание до 20, ученикам третьих классов — деление в столбик на однозначное число, а ученикам пятых классов — дроби и деление целых чисел. В распоряжении “Ъ” оказалось первое исследование результатов по математике в начальной школе российской образовательной платформы «Учи.ру».
Анализ составлен по итогам прохождения интерактивного курса по математике на сайте, содержание которого соответствует школьной программе. «Ребенок повторяет материал, пройденный на уроке, или изучает самостоятельно, но в интерактивной форме»,— пояснили “Ъ” авторы исследования. Например, первокласснику предлагают мини-игру, в которой нужно посчитать количество бусин на экране и записать результат, а ученикам третьего класса — собрать номер автобуса, сопоставив числа до 1000. В исследовании, по данным организаторов, приняли участие 1 млн учеников первых-пятых классов из всех регионов России (20% от общего количества школьников начальной школы в России).
Меньше всего ошибок сделали ученики Курской (11,2%), Магаданской (11,6%) и Орловской областей (11,7%). Хуже всего с заданиями справились ученики Северного Кавказа: Чечня (21,8%), Ингушетия (18,5%), Дагестан (17,0%), Северная Осетия (16,6%). На втором месте по количеству допущенных ошибок ученики Тувы (18,8%). Внушительный процент сделавших ошибки учеников северокавказских республик исследователи объясняют большим количеством участников исследования по сравнению с другими регионами. «Например, Чечня по доле решенных заданий на одного ученика входит в топ-5 регионов. То, что дети делают много ошибок в начальной школе, не страшно, если они продолжат в таком же темпе, следующие курсы математики будет даваться им легче, и со временем число ошибок сократится»,— сказал “Ъ” основатель платформы Uchi.ru Иван Коломоец.
Исследование уровня знаний по математике в начальной школе также проводит Рособрнадзор. Всероссийские проверочные работы по предмету проходят в 4-м классе. Ведомство принципиально не раскрывает результаты исследования, настаивая, что оно прежде всего необходимо самим школам для выявления проблем, а публичная огласка итогов может повлечь давление со стороны региональных властей на учебные заведения. Однако образовательные результаты северокавказских регионов все же вызывают обеспокоенность у чиновников. Так, чтобы снизить число не сдавших единый госэкзамен в регионах СКФО, Рособрнадзор в 2016 году реализовывал программу «Я сдам ЕГЭ», поддерживающую выпускников и учителей региона. В итоге в прошлом году число выпускников, которые не смогли преодолеть минимальный пороговый балл по русскому языку, снизилось с 17% до 7% против годом ранее, по математике базового уровня — с 27% до 15%.
Кроме уровня знаний учеников в исследовании представлены данные о том, как регионы внедряют информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в процесс обучения. «Уровень проникновения платформы косвенно говорит о развитии и внедрении ИКТ в практику работы учителей начальных классов в регионах»,— говорится в докладе. Несмотря на количественное преимущество (123 118 учеников, зарегистрированных на платформе), Москва занимает лишь третье место. Опережают столицу Тюменская область и Мордовия, где более 34% учеников первых-пятых классов активно используют электронные формы обучения.