Дональд Трамп как фактор мирового роста
МВФ не стал менять глобальный прогноз из-за неопределенности политики США
Мировая экономика в 2017-м будет расти быстрее, чем в прошлом году, но излишнее стимулирование роста в США фискальными мерами грозит более быстрым ужесточением монетарной политики и укреплением доллара. Это будет иметь негативные последствия не только для США, но и для развивающихся стран, предупреждает Международный валютный фонд (МВФ) в обновленном макропрогнозе. Пока, впрочем, фонд исходит из небольшого ускорения роста в США и увеличения нефтяных котировок, что должно поддержать, в том числе, и российскую экономику.
После слабого роста в 2016-м (на 3,1%), в этом году ситуация в мировой экономике улучшится — главным образом за счет ускорения развивающихся экономик, говорится в обновленном макропрогнозе МВФ. Показатели деловой активности растут уже с середины прошлого года, тогда как риски дефляции ослабли из-за повышения цен на энергоресурсы. Однако разброс рисков и возможностей для ускорения роста сейчас шире, чем обычно: главным фактором неопределенности в фонде называют политику администрации Дональда Трампа, который должен вступить в должность в конце этой недели. В связи с этим пока глобальный прогноз остается неизменным по сравнению с октябрем — рост мирового ВВП может составить 3,4% в 2017-м и 3,6% в 2018-м. Отметим, что из-за отличия методологий расчета обменных курсов эти цифры не сопоставимы с прогнозом Всемирного банка, где ждут 2,7-2,9% мирового роста.
Отмечая рост котировок нефти на фоне соглашения о сокращении добычи, фонд повысил прогноз ее цены на этот год с $50,6 до $51,2 за баррель, на следующий — до $53,1 (рассчитывается среднее значение стоимости Brent, Dubai Fateh и WTI). Этот рост поддержит выход из рецессии российской экономики — по ней прогноз оставлен на уровне 1,1-1,2% в 2017-2018 годах. Напомним, в Минэкономики ждут роста лишь на 0,6%, тогда как ВБ ждет более высоких темпов — 1,5% роста в этом и 1,7-1,8% в последующие два года. По Саудовской Аравии прогноз, наоборот, снижен на рекордные 1,6 процентного пункта до 0,4% на этот год (но рост должен ускориться в 2018-м).
Как и ВБ, фонд ожидает ускорения роста американской экономики — правда, пока достаточно скромного — до 1,9% и 2% в 2017-2018 годы с 1,6% в текущем году. При этом прогноз по Мексике существенно пересмотрен и снижен на 0,6 процентного пункта на оба года до 1,7-2% из-за возможных ограничений на торговлю с США. В случае неинфляционного ускорения роста рыночные ставки вслед за ожидаемой инфляцией вырастут не очень сильно, что даст ФРС время для умеренного повышения своей ставки — иначе фискальные меры придется компенсировать ее более быстрым ростом, что приведет к резкому укреплению доллара, а также к расширению торгового и бюджетного дефицита, предупреждают в фонде. Второй сценарий является более рискованным для развивающихся экономик, указывают в МВФ.
В обзоре заметно улучшен прогноз роста Китая на этот год — с 6,2% до 6,5%. Эксперты фонда теперь считают риск "жесткой посадки" экономики КНР менее вероятным, но отмечают возможные негативные последствия от высоких темпов роста кредитования и уровня корпоративного долга, а также продолжающейся поддержки неэффективных госкомпаний. На 2018 год у МВФ для Китая остается один из самых низких прогнозов — 6% роста (для сравнения, у ВБ — 6,3%). Аналогичны изменения прогноза и по Великобритании — на этот год он повышен с 1,1% до 1,5% (что, однако все равно ниже, чем в 2015-2016 годах — 2-2,2%), а на следующий — снижен на 0,3 процентного пункта до 1,4%. В зоне евро самые высокие темпы роста будут в Испании — 2,3-2,1% и Германии — 1,6% в оба года.
Отметим, что частный сектор надеется на рост доходов — судя по опросу PwC руководителей крупных компаний по всему миру, процент компаний, ожидающих увеличения выручки, за год вырос с 35% до 38% (в том числе в Северной Америке с 32% до 39%). При этом США названы самым перспективным рынком, Китай опустился на второе место, Германия поднялась на третье, вытеснив Бразилию. В Центральной и Восточной Европе прирост пока более скромный — с 37% до 38%. Две трети тех, кто ожидает увеличения выручки, планируют наращивать и численность сотрудников, однако рекордное количество опрошенных — 82% — высказали озабоченность перспективами роста, и этот риск занял первое место, опередив фактор избыточного регулирования и нехватку кадров.