Жесткая посадка
Международные перевозки нижегородского аэропорта упали в 3,5 раза
Пассажиропоток нижегородского аэропорта на международных направлениях в 2016 году составил 95 тыс. человек, снизившись за год в 3,5 раза. Сейчас из Нижнего Новгорода можно улететь только на индийский курорт Гоа, причем международные рейсы по-прежнему обслуживаются в старом терминале, поскольку в новом нет пограничного пункта. В целом пассажиропоток воздушной гавани просел за год на 18%, более половины его пришлось на московское направление. Эксперты полагают, что в 2017 году падение пассажиропотока прекратится, и ожидают восстановления роста на международных направлениях за счет возобновления авиасообщения с Турцией.
По итогам 2016 года пассажиропоток нижегородского аэропорта составил около 780 тыс. человек — это на 18% меньше, чем в 2015 году. Из них 684,5 тыс., или 87,8%, пришлось на внутренние авиарейсы. Рост перевозок внутри страны составил 11% к 2015 году. При этом почти 60% пассажиров (на 3% больше, чем в 2015 году) летали в Москву. Второе место по объему авиаперевозок занял Симферополь, поток в этом направлении увеличился вдвое — до 55,5 тыс. человек. На третьем месте оказался Сочи: пассажиропоток составил 48,9 тыс. человек и увеличился в три раза. Санкт-Петербург в рейтинге самых востребованных направлений со второго места передвинулся на четвертое, Самара заняла пятое место.
Общее снижение пассажиропотока нижегородского аэропорта связано с падением на международных рейсах. В 2016 году на внешних направлениях воздушная гавань обслужила всего 95 тыс. человек против 333,5 тыс. в 2015 году. Наибольшее отрицательное влияние оказал запрет на полеты в Египет, а также на выполнение чартерных рейсов в Турцию, отменный только в конце августа 2016 года, констатируют в аэропорту. Сейчас из Нижнего Новгорода в страны дальнего зарубежья можно улететь только на индийский курорт Гоа, при этом рейсы международных направлений по-прежнему обслуживаются в старом терминале, хотя действующий был открыт еще 30 марта 2016 года. Это связано с тем, что Минтранс РФ, в ведение которого с прошлого года перешел Росгранстрой после ликвидации Росграницы, все еще не оборудовал в новом терминале пропускной пограничный пункт.
Эксперты отмечают, что основная надежда на восстановление международного пассажиропотока в 2017 году связана с активизацией авиасообщения с Турцией. По словам директора компании «Москва-тур Нижний Новгород» Евгения Пронина, операторы уже начали продавать летние туры на турецкие курорты с вылетом из Нижнего Новгорода, и спрос на них довольно велик: «С апреля из нижегородского аэропорта анонсированы ежедневные рейсы в Турцию, иногда более одного в день. О вылетах на турецкие курорты заявили почти все крупные операторы: Pegas Touristik, Coral Travel, Sunmar, Tez Tour и другие». Кроме того, большие надежды турфирмы возлагают на то, что в марте для авиаперелетов откроется Египет, который двумя годами ранее составлял до 50% продаж нижегородских туркомпаний. Также из нижегородского аэропорта уже заявлены чартерные рейсы в Барселону от оператора Anex Tour, однако наполняемость рейсов участники рынка ставят под сомнение, так как испанский визовый центр в Нижнем Новгороде закрылся, и для получения визы туристам придется ехать в столицу. Помимо этого, с мая из Нижнего Новгорода заявлены чартерные рейсы в Ларнаку (Кипр) дважды в неделю и в Ираклион (Крит).
В то же время может снизиться спрос на российские курорты, добавляет Евгений Пронин. «В прошлом году многие нижегородцы стали экономить и переориентировались на российские курорты. Спрос в силу довольно низких цен на Сочи высок и сейчас, можно очень выгодно слетать на горнолыжные курорты. А вот спрос на курорты Крыма, скорее всего, в этом году продемонстрирует снижение: многие, кто побывал в Крыму в прошлом году, остались недовольны уровнем сервиса местных отелей, который в ряде случаев остался на советском уровне», — отмечает господин Пронин.
Восстановлению делового пассажиропотока, доля которого в нижегородском аэропорту невелика, может способствовать нормализация внешнеполитических связей, рост деловой активности и стабилизация экономики, полагает эксперт Aviation Explorer Владимир Карнозов. В частности, возвращение рейсов в Европу (напомним, ранее из нижегородского аэропорта летали регулярные рейсы Lufthansa во Франкфурт-на-Майне и Czech Airlines в Прагу) будет в значительной степени зависеть от реализации проекта контрактной сборки автомобилей Volkswagen и Skoda: сейчас из-за проседания российского авторынка востребованность этих рейсов со стороны корпоративных клиентов невелика. В целом, по мнению эксперта, рассчитывать на значительный рост пассажиропотока нижегородского аэропорта в 2017 году не стоит, однако падение не продолжится в силу низкой базы.