Минтранс уравняет аэропорты
Плату за аренду имущества привяжут к их загрузке
Как стало известно "Ъ", Минтранс предлагает операторам аэропортов новую методику расчета аренды за пользование аэродромами. Министерство предлагает разделить аэродромы на три группы по годовому пассажиро-грузопотоку и поставить арендную плату в зависимость от него. В результате будет снижена нагрузка на региональные аэродромы, а в Московском авиаузле (МАУ) все аэропорты окажутся в равных условиях, тогда как сейчас Домодедово платит за аренду вдвое больше Шереметьево.
Как стало известно "Ъ", Минтранс разработал проект постановления правительства, в котором определяется порядок расчета и объем арендной платы за использование аэродромного имущества (у гражданских аэропортов оно находится в федеральной собственности). Проект Минтранса предусматривает единый подход к определению арендной платы: все российские аэродромы будут разделены на три категории по интенсивности их эксплуатации, измеряющейся годовым пассажиро-грузопотоком (ПГП, тонн в год). По расчетам Минтранса, арендная плата в расчете на одну тонну ПГП составит 86,5 руб. для аэродрома, обслуживающего более 1 млн тонн ПГП в год, 110,3 руб. для аэродрома более чем с 190 тыс. тонн ПГП в год, и 125,4 руб.— для 30-190 тыс. тонн в год. Для малых аэродромов с низкой интенсивностью обслуживания установят фиксированную плату в 1,5 млн руб. в год без учета НДС.
В итоге аренда аэродромов Шереметьево и Домодедово будет приблизительно одинаковой — 260 млн и 250 млн руб. в год. Для Внуково аренда составит 126 млн руб. в год. Вторая группа (в том числе Сочи, Новосибирск, Краснодар, Уфа, Самара) будет платить 22-40 млн руб. в год, третья (в том числе Хабаровск, Минводы, Владивосток, Анапа, Кемерово) — 4-22 млн руб.
Минтранс и Минэкономики пытаются выработать единый подход к этому вопросу с 2013 года, но к консенсусу так и не пришли. Минэкономики предлагало учитывать в ставке аренды возврат госинвестиций в аэродромы или исходить из рыночной стоимости объектов, а Минтранс — взять за основу пассажиропоток или плату от дохода оператора аэропорта. Поэтому до сих пор для расчета использовалась рыночная стоимость имущества, определяемая независимым оценщиком. Но в таком методе, сообщается в тексте проекта, "отсутствовала объективность, прозрачность и сопоставимость". Так, плата за использование аэродрома Шереметьево (34,3 млн обслуженных пассажиров в 2016 году) составляет 170 млн руб. в год без НДС, а Домодедово (28,5 млн пассажиров в 2016 году) — около 348 млн руб. в год без НДС. Непрозрачность оценки привела к множеству судебных споров между арендодателями и операторами аэродромов: до сих пор рассматриваются иски в отношении операторов аэродромов Екатеринбурга, Сочи, Волгограда и других, в середине 2016 года иски были поданы к операторам аэродромов Астрахани, Омска, Кемерово, Анапы, Элисты, Абакана. В апреле 2016 года заключение независимого оценщика перестало быть обязательным, но альтернатива до сих пор отсутствовала. В Минтрансе отказались от комментариев. В Минэкономики "Ъ" сообщили, что новые редакции методики на рассмотрение в министерство пока не поступали.
Представитель холдинга "Аэропорты регионов" (входит в "Ренову" Виктора Вексельберга) Евгений Красиков заявил "Ъ", что оператору "важно, чтобы методика расчета арендной платы была прозрачной, одинаковой для всех участников рынка и позволяла прогнозировать расходы". Поэтому использование объемного показателя, один из которых — количество пассажиров и грузов, по сути, как раз делает методику таковой, и холдинг "поддерживает предлагаемые изменения". В Шереметьево отказались от комментариев. В "Базэл Аэро", Внуково и ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" (балансодержатель большинства аэродромов) на запрос "Ъ" не ответили. В Домодедово "Ъ" сообщили, что предложенный вариант — "шаг в сторону повышения прозрачности и усиления конкуренции на рынке в отличие от действующего подхода, который опирается в основном на субъективное мнение оценщика". При этом важно, чтобы новые механизмы расчета ставки "не противоречили идее равных условий для всех участников рынка". Например, следует избегать необоснованных надбавок для аэропортов МАУ, говорят в Домодедово, также "справедливо учитывать фактор износа аэродромного имущества, которое будет передано в концессию".
Исполнительный директор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев говорит, что решение вопроса становится особенно актуальным в преддверии подписания концессионных соглашений. Предлагаемые условия аренды должны быть привлекательными и реализуемыми в глазах инвестора. Эксперт отметил, что достоинство предложенной схемы — арендная плата не будет оказывать существенного давления на стоимость услуг небольших аэропортов, а значит, не отразится на цене перевозки.