Европарламент ругается по-итальянски
Нового председателя выбирают на фоне конфликта между двумя крупнейшими фракциями
Депутаты Европарламента выберут сегодня нового председателя. Хотя наверняка предсказать результаты голосования нельзя, среди фаворитов гонки — двое кандидатов-итальянцев. Выдвижение одного из них, социал-демократа Джанни Питтеллы, уже спровоцировало обострение отношений между парламентскими группами, грозя развалить коалицию центристов: как выяснилось, ранее лидеры крупнейших фракций подписали секретное соглашение, которое обязывало социал-демократов поддержать на выборах представителя Европейской народной партии (ЕНП) и которое нарушил своим выдвижением господин Питтелла.
Нового председателя Европарламента депутаты выберут сегодня в Брюсселе прямым тайным голосованием. Всего на этот пост выдвинулись семь кандидатов, в том числе экс-премьер Бельгии Ги Верхофстадт. Но на победу, по мнению экспертов, претендуют двое: представитель правоцентристской ЕНП Антонио Таяни и председатель левоцентристского "Прогрессивного альянса социалистов и демократов" (S&D) Джанни Питтелла.
Антонио Таяни — бывший комиссар по вопросам промышленности и предпринимательства, однако многих смущает его прежняя должность пресс-секретаря скандально известного экс-премьера Сильвио Берлускони. Не в пользу господина Таяни может сыграть и его связь с "дизельгейтом" — скандалом вокруг аферы автомобильного концерна Volkswagen: Антонио Таяни занимал должность еврокомиссара по транспорту и отвечал за контроль над вредными выбросами в 2008-2010 годах, когда и были произведены автомобили, заявленные выбросы которых были занижены в десятки раз.
Еще несколько месяцев назад никто не сомневался, что следующим председателем станет именно кандидат от ЕНП. На протяжении десятилетий эту должность по негласной традиции поочередно занимали представители двух крупнейших фракций — ЕНП и S&D, каждый по два с половиной года с переменой в середине пятилетнего срока работы парламента. "Моя фракция — крупнейшая в Европейском парламенте. И поэтому мы требуем права назвать следующего председателя",— заявил прошлой осенью лидер ЕНП Манфред Вебер, давая понять, что его однопартийцы готовы выдвинуть преемника действующему председателю, социал-демократу Мартину Шульцу.
Однако это не помешало другому итальянцу, лидеру фракции S&D Джанни Питтелле, уже в ноябре также выдвинуть свою кандидатуру на пост председателя — тем самым обозначив конец сотрудничества с консерваторами из ЕНП в рамках так называемой большой коалиции. "Моя кандидатура — ответ на необходимость изменений в Европарламенте и всех европейских институтах",— объяснил он свое решение в интервью New Europe.
"Я буду готов работать со всеми политическими группами, кроме ксенофобов",— заявил господин Питтелла. По его мнению, единственный способ эффективно реагировать на современные вызовы для единой Европы — реформировать деятельность европейских институтов. "Поэтому было бы глупо продолжать парламентскую работу в рамках той же формулы консенсуса с ЕНП",— подытожил он.
Более того, социал-демократы опасаются "правой монополии" в ЕС: посты глав Еврокомиссии и Евросовета и так уже занимают члены ЕНП. Теперь господин Питтелла намерен сделать выбор в пользу сотрудничества с депутатами, которые не стремятся к консенсусу с консерваторами — представителями европейских объединенных левых и зеленых. Один из депутатов фракции зеленых подтвердил, что его однопартийцы готовы обсуждать возможное сотрудничество с господином Питтеллой: "Смысл не только в председательстве — мы хотим поменять весь политический курс парламента".
В ответ на предвыборные заявления социал-демократов ЕНП пошла на беспрецедентный шаг, обнародовав секретное межфракционное соглашение, которое было подписано 24 июня 2014 года — через месяц после выборов нового Европарламента. Согласно этому документу, стороны обязались поддерживать кандидатов друг друга следующим образом: в первой половине парламентского срока гарантии избрания предоставлялись кандидату от социал-демократов (Мартину Шульцу), которые за это взяли на себя обязательство в следующий раз поддержать консерваторов.
По словам господина Вебера, обнародование соглашения было последним шансом заставить бывших союзников проголосовать за Антонио Таяни. Ведь нарушение традиции, по его мнению, может "поколебать стабильность Европарламента как института": абсолютным большинством в нем не обладает ни одна политическая группа, и для поиска консенсуса ведущим партиям пришлось бы обращаться к "популистам и радикалам". "Идеей этого соглашения было партнерство против экстремизма. Без сотрудничества проевропейских сил влияние радикалов усилится",— предупредил Манфред Вебер.
Между тем интрига заключается не только в том, кто станет новым председателем, но и в том, чем займется действующий глава Европарламента Мартин Шульц, занимавший этот пост последние два с половиной года. Вернувшись на родину, он неизбежно окажется втянутым в предвыборную гонку: в сентябре Германия выбирает Бундестаг нового созыва, и результаты выборов определят новый кабинет министров и федерального канцлера. И господину Шульцу пророчат одну из высших должностей — вплоть до главы МИД ФРГ или кандидата в канцлеры от СДПГ.