Рабочие места изучают со стороны спроса
Мнение выпускников университетов РФ о работодателях сведено в новый рейтинг
Компания Future Today при поддержке McKinsey в январе 2017 года представит рейтинг работодателей на рынке России — аналитический продукт, измеряющий спрос у выпускников 11 ведущих университетов РФ на рабочие места в крупнейших российских компаниях. Проект интересен тем, что создан в кооперации с 40 HR-службами работодателей, которые считают необходимым наличие для России прозрачного по методике, оптимизированного для российских работодателей и детализованного по факультетам университетов инструмента изучения ситуации на топ-сегменте кадрового рынка.
Рейтинг Future Today (FTR), как сообщили "Ъ" его разработчики, предполагается опубликовать 24 января. Рейтинговый продукт создан на основе анкетирования более 9 тыс. (общая выборка 27 тыс., онлайн- и офлайн-анкеты) студентов-старшекурсников 11 ключевых университетов в четырех городах России — Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Новосибирске, это МГИМО, МГТУ имени Баумана, МГУ, МФТИ, НГУ, ВШЭ, РЭУ имени Плеханова, РЭШ, СПбГУ, УРФУ имени Ельцина и Финансовый университет при правительстве РФ. Рейтингуются компании-работодатели, трудоустройство в которых рассматривают для себя респонденты профильных для работодателей факультетов университетов — их более ста.
В настоящее время на рынке есть только один общепринятый рейтинг-инструмент такого рода — продукт шведской компании Universum, который в РФ популярен преимущественно в международных группах, поскольку его методика для разных стран не различается. Разработчики рейтинга FTR видят рыночную нишу именно в этом обстоятельстве — методика российского рейтинга учитывает локальный спрос работодателей на более детальную информацию о предпочтениях выпускников российских университетов и стабильную и контролируемую выборку респондентов. Рейтинг разрабатывался Future Today, специализирующейся на кадровых консультациях и graduate-рекрутинге, и McKinsey с июня 2016 года. По словам партнера McKinsey Владимира Чернявского, участие компании в проекте обусловлено в том числе будущим ужесточением конкуренции за кадры на рынке труда. "В 2017-2018 годах работу после получения диплома будут искать ориентировочно 10 млн человек. Через десять лет — уже 6,5 млн. Это обстоятельство нужно учитывать",— говорит он.
По словам партнера Future Today Дениса Каминского, проект интересен в том числе тем, что он исходно создавался при прямом участии и под контролем компаний-работодателей. В наблюдательном совете рейтинга — около 40 компаний, среди которых BMW Group, Deutsche Bank, IKEA, Johnson & Johnson, JTI, Mail.ru, Mars, Microsoft, PwC, Unilever, МТС. По данным "Ъ", круг HR-служб работодателей, создававших методику рейтинга, существенно шире, чем список набсовета, часть российских компаний, например структуры "Росатома", работали над проектом в качестве наблюдателей и консультантов. Часть крупных компаний, в том числе государственных, не выразили заинтересованности в проекте. Госкомпании в аналогичных рейтингах, в том числе Universum, занимают топовые места, причем отчасти авторы рейтинга FTR на основе своих исследований связывают это с высоким "потребительским" имиджем работодателей и влиянием имиджевой рекламы.
Одно из ключевых применений рейтинга FTR — использование в корпоративных KPI, что затруднено в случае с международными рейтингами. Впрочем, основное назначение продукта — выявление среднесрочных трендов на профильном для компаний-работодателей сегменте "верхушки" рынка труда: он должен исключить ситуацию, когда мнение выпускников юридического факультета о привлекательности работодателя влияет на оценку работодателя, например, из СИБУРа, заинтересованного в инженерах-химиках. Положение компании в рейтинге зависит от списка "целевых" факультетов, указанных самой компанией. "Настраиваемость" и расширяемость FTR под потребности работодателя, полагают в McKinsey, выступавшей в качестве и крупного работодателя, и интегратора проекта для деловой среды, позволяет ему претендовать на статус стандартного инструмента на российском HR-рынке.