С многоуровневым визитом
Президент Молдавии встретится в Москве не только с Владимиром Путиным
Молдавский президент Игорь Додон начал официальный визит в Москву. Он обставлен с размахом: запланированы встречи с президентом РФ Владимиром Путиным, главой МИДа Сергеем Лавровым, патриархом Московским и всея Руси Кириллом, руководством "Газпрома" и Сбербанка. С этой поездки, уверены опрошенные "Ъ" эксперты, у России появятся новые возможности на молдавском направлении. Ее цель — обеспечить дружественному лидеру всю полноту власти, которой он пока не обладает.
Прекрасный день календаря
Игорь Додон прилетел в Москву вчера, а официальная часть визита начнется сегодня. Список российских собеседников господин Додон опубликовал на своей странице в Facebook, не дожидаясь приезда в российскую столицу — перед вылетом из Кишинева.
"Помимо главной встречи с президентом Путиным запланирован целый ряд мероприятий и встреч",— написал Игорь Додон. И перечислил тех, с кем еще он намерен встретиться: с председателем Совета федерации Валентиной Матвиенко, с зампредом правительства Дмитрием Рогозиным, с главой МИДа Сергеем Лавровым, с главой коллегии Евразийской экономической комиссии Тиграном Саркисяном, с патриархом Московским и всея Руси Кириллом.
"Рассчитываю встретиться со старыми друзьями — с председателем правления "Газпрома" Алексеем Миллером, с экс-министром экономики России, председателем правления Сбербанка Германом Грефом и с экс-чемпионом мира по шахматам Анатолием Карповым",— сообщил молдавский президент.
У лидеров Молдавии давно не было двусторонних переговоров с высшим российским руководством. Предшественник господина Додона Николае Тимофти за четыре года в президентском кресле виделся с Владимиром Путиным только в рамках форумов на площадке СНГ.
Об официальных визитах и речи не было. Последняя полноценная двусторонняя встреча теперь уже бывших президентов РФ и Молдавии Дмитрия Медведева и Владимира Воронина состоялась в 2008 году в Сочи. Посвящена она была урегулированию конфликта в Приднестровье.
Субъект с федерацией
Приднестровский сюжет в российско-молдавских отношениях до сих пор не потерял актуальности. Сегодня президенты двух стран снова поговорят о конфликте на Днестре.
Игорь Додон называет его решение одним из главных приоритетов и предлагает сделать это через федерализацию Молдавии путем предоставления приднестровскому региону особого статуса. Такой подход полностью совпадает с российской позицией, закрепленной в новой концепции внешней политики, подписанной Владимиром Путиным в ноябре прошлого года.
Эксперты предстоящую встречу комментируют осторожно. "Россия может стимулировать процесс урегулирования конфликта. Российское руководство недолюбливало предыдущих молдавских президентов, мягко говоря. Сейчас намечается другая ситуация. Появляется больше возможностей для работы",— сказал "Ъ" один из основателей непризнанного Приднестровья, экс-глава приднестровского МИДа Валерий Лицкай.
Он считает, что после смены власти в США на приднестровском направлении открывается "окно возможностей". "Готовится встреча Трамп — Путин. Мы там не самый первый вопрос, но мы там есть. Фигурируем в повестке. Это важно",— говорит господин Лицкай.
Среди других вопросов, анонсированных Игорем Додоном, положение в РФ молдавских трудовых мигрантов и возвращение молдавской продукции на российский рынок. Обе проблемы для Кишинева довольно чувствительные. Россия лидирует в списке стран, где работают граждане Молдавии: по разным оценкам, их здесь до 700 тыс. При этом стороны никак не подпишут три ключевых документа: соглашения о сотрудничестве в области миграции, о социальной защите мигрантов, а также о реадмиссии. Переговоры по ним ни к чему пока не привели.
Молдавская плодоовощная и винодельческая продукция потеряла российский рынок в 2013 году: так Москва ответила на подписание Кишиневом соглашения об ассоциации с ЕС. Для многих молдавских производителей это создало серьезные проблемы.
Свой среди своих
Владимир Путин об Игоре Додоне знает не понаслышке. И даже поспособствовал его политической карьере. В 2014 году Партия социалистов, которую нынешний молдавский президент вел на парламентские выборы, агитировала за себя с помощью фото, на котором вместе запечатлены Владимир Путин, Игорь Додон и Зинаида Гречаная, которая недавно стала лидером социалистов. Социалисты тогда показали лучший результат по сравнению с конкурентами (25 мест в парламенте из 101), но не получили власть.
После 2014 года Игорь Додон продолжал говорить о необходимости сближения с РФ и критиковать Запад в целом и ЕС в частности. В Москве он бывал не реже раза в месяц, а случалось, возил в Россию всю парламентскую фракцию социалистов.
Показательно близкие отношения с Москвой стали одной из важных составляющих успеха Игоря Додона на прошлогодних президентских выборах. Однако считать эту победу окончательной нельзя. Хотя президент Молдавии и избирается всенародно, законодательно страна остается парламентской республикой. Соответственно, у главы государства нет полномочий, чтобы влиять на процесс принятия таких решений, как, например, федерализация страны.
Руководитель кишиневского Института стратегических инициатив, бывший замминистра иностранных дел Молдавии Андрей Попов рассматривает поездку Игоря Додона в Москву именно в этом контексте. Эксперт обратил внимание на то, что молдавского лидера не сопровождает никто из членов правительства, сформированного проевропейскими партиями — ни министры, ни их замы. В делегации — исключительно советники президента, глава пророссийской Гагаузской автономии Ирина Влах и лидер социалистов Зинаида Гречаная.
"Визит построен так, чтобы Додон монополизировал успех и ни с кем его не делил,— сказал господин Попов "Ъ".— Это означает, что идет игра вдолгую, в рамках подготовки к парламентским выборам 2018 года".
По словам Андрея Попова, в Москве понимают, что только парламентское большинство может дать президенту реальные рычаги для продвижения большой политической повестки. "Поэтому я предвижу быстрые подвижки в том, что касается доступа к российскому рынку и мигрантов, но не форсирования ситуации по Приднестровью. Здесь следует ждать активизации с подачи Москвы диалога между Кишиневом и Тирасполем",— резюмировал Андрей Попов.