«Единственная страна, которая у нас котируется в качестве врага,— это Америка»
Читатели “Ъ” о роли Барака Обамы в жизни российского общества
20 января в Вашингтоне пройдет инаугурация Дональда Трампа. “Ъ” поинтересовался у известных людей, как они оценивают жизнь россиян при предыдущем президенте США Бараке Обаме.
Марк Захаров, художественный руководитель театра «Ленком», народный артист СССР:
— Лично меня очень раздражают постоянные обсуждения Обамы и Трампа. Только и слышно, какой Обама плохой и что собой представляет Трамп. Наши медиа, видимо, не понимают, что должен быть некий предел и психологический барьер. Если слишком много информации, то она перестает работать, она начинает раздражать. На примере обсуждений президентов Америки это очень хорошо видно. Да, некоторые пишут на своих машинах «Обама-чмо». Я подозреваю, что в этом выражается наш комплекс неполноценности. США производят сильное впечатление своей экономикой, целым рядом демократических институтов. Этим они вызывают раздражение — иногда подсознательное, иногда это раздражение подогревается СМИ. Но, по сути, нам нечего им предъявить. У них жизнь легче и лучше, у нас сильно хуже, и многих это злит.
Давид Якобашвили, вице-президент РСПП:
— Обама — президент. Как президента, я бы не стал его демонизировать — правда, его поведение накануне ухода сильно удивляет. Попытки Обамы сделать напоследок хоть какую-то гадость не позволяют считать его ответственным политиком, и в памяти он останется мелким пакостником, причем не только по отношению к России, но и к другим странам. И уж совсем несолидно, что в основе такого поведения лежит обида или личная неприязнь к некоторым лидерам государств.
Игорь Губерман, писатель, поэт:
— Я оцениваю президентство Обамы очень плохо: он очень много наговорил, но из дел его я ничего хорошего не знаю. А что касается россиян, то они так бурно обсуждают Америку, наверное, потому, что у себя обсуждать нечего, да и опасно. Америка — великая держава, от нее многое зависит, отсюда и столько внимания ей. Еще одна причина, может быть, в том, что сейчас там политическая жизнь более интересная.
Руслан Гринберг, научный руководитель Института экономики РАН:
— Моя знакомая, дама интеллигентная, приехала из Астрахани и чуть ли не с порога одной фразой выдала, что там все плохо: цены растут, работы нет, а Обама совсем оборзел! Это хорошо, что нам есть кого обвинять. Теперь этот «изверг русского народа» уходит, и у нас начнется новая, счастливая жизнь. Конечно, относиться к таким настроениям серьезно нельзя. Так случилось, что резкое ухудшение жизненного уровня для большинства россиян пришлось именно на период правления Обамы. Когда не видно просвета, надо найти виноватого, а россиянам всегда был нужен только самый мощный враг. Европа не котируется — в такого врага не поверят. Западные санкции сработали так, что все сплотились вокруг Владимира Владимировича. Трудность может возникнуть, если Владимир Владимирович поладит с Трампом, а ничего не улучшится. У нас стабильность, переходящая в застой, структурными реформами в экономике у нас не пахнет, одна надежда — на бочку с нефтью. Но с другой стороны, все не так уж и плохо: в мире 200 стран, а мы в первой полусотне по ВВП на душу населения.
Артемий Троицкий, музыкальный критик:
— В ненависти россиян к Обаме есть несколько весомых причин. Первая: неагрессивный, но глубоко укоренившийся расизм. Не стоит лицемерить, но то, что Обама — негр, имеет определенное значение. Средний российский обыватель к неграм испытывает чувство отчуждения, смешанное с брезгливостью. Вторая: он интеллигентный и деликатный человек. А таких политиков, без популистских замашек, у нас не любят. И не любили никогда, вспомните выражение «а еще в шляпе». Третья: на президентство Обамы пришлись две эксцентричные выходки России — Украина и Сирия, которые Америка не очень высоко оценила. Четвертая совсем экзотическая: Обама, по мнению наших оппозиционеров, вел себя недостаточно жестко по отношению к Путину и его компании. Он действовал не так размашисто, как Рейган, а поступал как интеллигент-хлюпик. И последнее: единственная страна, которая у нас котируется в качестве врага,— это Америка. Европа несерьезный персонаж: мы ее бивали в 1812–1815 годах, потом в 1945-м. При Трампе мы станем жить не лучше, но веселее. «Веселуха» уже началась.
Николай Злобин, президент Центра глобальных интересов (Вашингтон):
— При Обаме россиянам жилось хорошо — просто так повелось, что в распадающихся семьях каждый винит не себя, а партнера. Россиянам будет трудно найти такую сладкую парочку, как Обама и Керри, которые бы так много времени уделяли России и, кроме последних судорожных действий, ничего реально антироссийского не делали. Керри меньше провел времени с женой, чем с Лавровым. Не думаю, что в будущем кто-то будет так нянькаться с нашими отношениями, как они. Обама в какой-то момент просто закрыл страницу с Россией и пустил все на самотек. Он достаточно мирный человек, а вот Трамп явно не голубь. Российская культура экстравертна: мы глубоко вовлечены в международные дела и внимательно их отслеживаем. Для россиян важнее, что происходит в Сирии, чем то, что на их улице. Это идет еще с тех времен, когда Петр начал прорубать окно в Европу. А американцы — интроверты: им важнее то, что непосредственно влияет на их повседневную жизнь. И чем дальше все это от них, тем им менее интересно. Эти различия мешают нам лучше понять друг друга: у нас разные шкалы отсчетов.
Константин Симонов, гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности, первый проректор Финансового университета при правительстве РФ:
— Мы так интересуемся Штатами, потому что слишком зависим от них. Но не только мы — весь мир интересуется: Трамп наговорил что-то про Европу, и все долго это обсуждают. В первый срок Обамы нам жилось хорошо, потом стало плохо. Второй срок, и это традиция, все испортил. Президенты США начинают с прагматичного отношения к России, а заканчивают идеологией. Окончательно нас поссорила Украина, потому что Путин воспринимает события вокруг нее как организованную США политическую акцию. А кто там главный ястреб? Обама. Но в Америке его считают не ястребом, а слабаком. Там многие уверены, что ему надо было давить на Путина, а он побоялся. Его и Трамп за это ругал. А при Трампе все может повториться: начнем с прагматики, а закончим идеологией. Но с Клинтон мы и начали бы с идеологии, и ей бы закончили.
Николай Носков, музыкант, певец, композитор:
— Нас просто заставляют бесконечно смотреть по телевизору передачи, в которых обсуждают Америку, Англию, Германию. Лично меня больше интересует бардак в нашей стране, а нас всех пичкают пропагандой, отвлекающей граждан от насущных внутренних проблем. Люди живут плохо, как при царе Горохе, а ощущение такое, что вся страна работает на международные отношения. Каждый должен заниматься своим делом. Живя в Америке, я и думать не думал о том, кто там правит в стране: я работал, пел. А теперь я наизусть знаю имена многих западных лидеров, но зачем мне это — не понятно.
Сергей Железняк, член комитета Госдумы по международным делам:
— Большинство наших граждан обоснованно считают Обаму политическим неудачником и разочарованы его деятельностью на посту президента США. На фоне мантр об американской исключительности Обама запомнился не решением накопившихся проблем, а неуклюжим, но упорным стремлением их усугубить и вляпаться в новые. Даже очевидная для мира угроза международного терроризма за восемь лет стала гораздо серьезнее, в том числе из-за попустительства американских властей и даже прямой поддержки боевиков. Решению реальных проблем Обама предпочитал бороться с выдуманными.