Телеканалам урезают рацион
Минздрав хочет ограничить телерекламу "вредной" еды
Минздрав предлагает ограничить телевизионную рекламу фастфуда, шоколадных батончиков, чипсов и колбасных изделий. По мнению министерства, разрабатывающего стратегию по формированию здорового образа жизни, эти меры помогут снизить смертность от неинфекционных заболеваний. Реклама продуктов, подпадающих под предложенные ограничения, могла принести вещателям в минувшем году около 15 млрд руб., оценивают эксперты.
Минздрав предлагает отрегулировать телевизионную рекламу "вредных для здоровья продуктов питания", ограничив ее продолжительность и время показа. Такие меры содержатся в проекте стратегии министерства по формированию здорового образа жизни (ЗОЖ) до 2025 года (документ есть в распоряжении "Ъ"). Речь идет о рекламе сладких газированных напитков, чипсов, фастфуда, шоколадных батончиков и колбасных изделий. На эти же продукты министерство предлагает ввести акцизы. Кроме того, Минздрав предлагает запретить рекламу продуктов, чья польза для здоровья или лечебные свойства объективно не доказаны.
В Минздраве не комментируют положения стратегии, поскольку она еще не утверждена и находится в разработке. Проект разработан в рамках сотрудничества между Минздравом и Европейским региональным бюро Всемирной организации здравоохранения, финансируемого за счет гранта Минздрава, указывается в аннотации к документу. Предполагается, что меры, указанные в стратегии, снизят смертность от неинфекционных заболеваний.
Проект стратегии Минздрава по формированию ЗОЖ поступил на согласование в Минкомсвязь 13 января. Сейчас министерство готовит свои замечания, сообщил "Ъ" заместитель министра связи Алексей Волин. В частности, в Минкомсвязи не согласны с ограничениями рекламы продуктов питания, поскольку эта мера негативно скажется на рекламном рынке. Принятие законодательных механизмов, регулирующих показ социальной рекламы здорового образа жизни, в министерстве также называют нецелесообразным: по словам замминистра связи, если начать регулировать каждую отдельную тему социальной рекламы, то "легко дойти до абсурда". "Можно процитировать министра труда Максима Топилина, который посоветовал Минздраву заняться своим делом в ответ на предложение увеличить рабочий день для курильщиков",— заключил Алексей Волин.
В проекте Минздрава не конкретизировано понятие "вредных для здоровья продуктов питания", отмечает представитель АКАР и руководитель баинговой структуры Media Direction Group Илья Герцев. Пока не понятно, что относится к этой категории, поэтому Минздраву придется закрепить критерии для определения таких продуктов, считает он. Примерный объем рекламы подобных продуктов господин Герцев оценивает в 10% от годового оборота ТВ-рекламы. По декабрьскому прогнозу ZenithOptimedia, объем рынка телерекламы по итогам года должен был составить 147,6 млрд руб. Таким образом, на рекламе шоколадок, чипсов и похожих категорий вещатели могли заработать около 14,8 млрд руб.
Ограничить рекламу фастфуда в России уже пытались в 2015 году. Тогда единоросс Василий Шестаков внес в Госдуму законопроект, приравнивающий рекламу фастфуда к рекламе алкоголя. Предлагалось запретить рекламу с повышенным содержанием сахара, соли и жиров в печатных изданиях, теле- и радиопередачах с 7 до 22 часов, а также в аудиовизуальной продукции для несовершеннолетних. Минздрав, Роспотребнадзор и Федеральная антимонопольная служба тогда представили отрицательные отзывы на поправки. Эта инициатива могла создать риски для организации чемпионата мира по футболу 2018 года, среди партнеров которого Coca-Cola и McDonald's, считали участники медиаотрасли, оценившие общие потери от принятия законопроекта в 20 млрд руб. в год.