Лагерный киберпанк
"Новые лидеры территориального развития" в музее ГУЛАГа
Выставка современное искусство
У совместной программы фонда V-A-C и музея ГУЛАГа — новая серия с участием "Лаборатории городской фауны". Про свежую бизнес-модель для территории вечной мерзлоты рассказывает МАРИНА АНЦЫПЕРОВА.
В прошлом году музей ГУЛАГа вместе с фондом V-A-C запустили долгую совместную программу: с одной стороны, про работу молодых художников с советской травмой и темой памяти, с другой — эксперимент с участием современного искусства в классическом музее. За это время в мансарде успело побывать несколько выставок — от звуковых ландшафтов Михаила Толмачева вплоть до перформанса по мотивам судебного процесса. На этот раз здесь разворачивается остроумный проект под названием, больше подходящим для правительственного доклада на урбанистической конференции,— "Новые лидеры территориального развития".
Сама выставка состоит из трех экспонатов и как будто бы маркетинговой презентации, где закадрово-бархатный голос дикторши комментирует слайды про тундру, ГУЛАГ и новую реальность. По залу расставлены юрта из металлических прутьев и растущие на свету мхи. Главный экспонат негласно называется "ферма" и представляет собой два аквариума с компьютером, маслом, трубками и водорослями. Компьютер — то ли взаправду, то ли согласно художественному вымыслу — синтезирует криптовалюту в прямом эфире, от этого ужасно нагревается, передает свое тепло в другой аквариум, где благодаря этому в воде ударно растут водоросли. Все вместе представляет собой попытку переосмыслить потенциал российского севера, где когда-то находились лагеря, а теперь территориям можно дать новую цифровую жизнь. Идея простая, но убедительная: техника сегодня вырабатывает столько тепла, что холод скоро станет новым ресурсом борьбы с глобальным потеплением, а наша мерзлота, где нет ни жизни, ни людей, вполне может быть отдана на откуп машинам — и станет новым источником "территориального развития".
Алексей Булдаков, когда-то участник очень важной в нулевых годах группы "Радек", работает с бывшим архитектором Анастасией Потемкиной вместе с 2011 года в творческом коллективе "Лаборатория городской фауны" — в направлении, которое когда-то удачно окрестили панк-урбанистикой. Свежий взгляд на мусор и паразитов, повышенное внимание к сорнякам и голубям, знак бесконечности из птичьего помета, социология "флоры большого города" и впечатляющая инсталляция из борщевиков на политической выставке в Манеже, посвященной современным территориальным конфликтам ("Своя земля/Чужая территория"),— так можно кратко представить работу коллектива за последние годы. На конкретной же выставке в музее панк-урбанизм как будто превратился в киберпанк-урбанизм, а "ГУЛАГ" от этого переродился в IT-эко-ГУЛАГ. Советская лагерная травма в этой парадигме анализируется в терминах эффективности экономики — пусть и со всей присущей иронией, но подается как бизнес-модель, на смену которой должна сегодня прийти более эффективная. Именно география ГУЛАГа кажется в данном контексте довольно случайным выбором для экологических лабораторий, но в любом случае самый интересный аспект этого хулиганского научного арта — в непредсказуемости результатов гипотетического эксперимента. "Лаборатория" предсказывает, что в северных широтах случится новый апокалипсис: тепло от машин растопит ледники, в них оживут когда-то оледеневшие вирусы и в токсичном болоте, вполне возможно, зародится новая жизнь. С машинами, в свою очередь, случится искусственный интеллект, который захочет воскресить жертвы репрессий. По крайней мере, об этом размышляет в своей статье Алексей Булдаков, видимо, с неизбежным в отечественных широтах (что удивительно, присущим даже панк-искусству) поворотом к космизму.