«Многорук» как «Унимог»
Или как «ГАЗель» превратить в Шивву
Когда ничего или почти ничего нет, то особенно отчетливо и остро хочется всего, много и сразу. Как, впрочем, показывает мировой опыт, никаких принципиальных препятствий на пути к достижению подобной цели нет. Не верите?
Вот, пожалуйста, примеры. Именно в послевоенной голодной и разрушенной Германии в 1948 фирма Mercedes-Benz создала свой первый Unimog – многофункциональное транспортное средство, которое могло быть и трактором, и тягачом, и грузовиком, и джипом, и бульдозером, и даже локомотивом – доводилось «Унимогам» и составы по рельсам тягать. А починить его мог любой деревенский кузнец. Это сейчас Unimog выродился в разжиревший высокотехнологичный сверхдорогой уникум, эксплуатировать который доверяют человеку минимум с высшим инженерным образованием, а еще лучше - ученой степенью...
Второй пример из значительно менее разрушенной, но не менее голодной послевоенной Англии, где в то же время появился первый Land Rover, ставший легендарным нынче Defender. В «народном хозяйстве» он выполнял схожие задачи.
Нужда делает людей способными создавать шедевры. На голодный желудок рождаются такие откровения инженерной мысли, которые потом оказываются востребованными в течение многих десятилетий. В сытые времена подобное если и случается, то очень редко.
Принцип достижения успеха здесь очень простой — надо всего лишь исходить из самых насущных потребностей человека и общества, которые особенно явно в кризисные времена и ощущаются.
Вылет стрелы
В России полгода зима и нужно чистить снег на дорогах, а остальные полгода эти дороги ремонтировать, строить дома и дачи, подвозить и разгружать стройматериалы. Вот и нужен недорогой, крайне ремонтопригодный, экономичный, специально заточенный на конструктивном уровне под установку многофункционального навесного оборудования, очень энерговооруженный грузовичок. Каким ему быть?
Спереди — навесная лопата, чтобы грести снег и сыпучие грузы. За кабиной - гидравлический кран-манипулятор с вылетом стрелы метров на шесть и сменными насадками. Дальше — самосвальный кузовок с разгрузкой на три стороны. Экономичный дизельный двигатель. Полный привод, вездеходные колеса.
Вся элементная база есть сегодня на полках ГАЗа: лонжеронная рама «Газель», полный привод, односкатные ведущие мосты «Соболь», кабина Next, дизель Cammins в 150 л.с., а качественное навесное оборудование настолько массово производится в Европе, что даже по нынешнему курсу доступно.
Есть сомнения, что лонжеронная рама «ГАЗели» выдержит навесную лопату и прочее оборудование? Во-первых, не такая она хлипкая — в России все «ГАЗели» без исключения эксплуатируются постоянно со значительным перегрузом. В этом и есть смысл использования рамы в отличие от несущих кузовов современных европейских фургонов, которые перегруз физически не держат. Во-вторых, рама конструктивно гораздо проще, чем несущий кузов, и она позволяет значительно усилить критичные места дополнительными элементами. Недаром «ГАЗель» серийно выпускается как в версиях в 3,5 т, так и в 5,5 т полной массы.
Подобная техника отечественного производства в малых количествах выпускается небольшими фирмами на базе серийных шасси завода ГАЗ. Полный привод, открытый кузовок, кран... Только лопаты спереди не хватает. Нам могут сказать, что мы ломимся в открытые ворота - все уже есть. Так, да не так. Специальное отечественное шасси, изначально сконструированное и скомпонованное с таким же подходом, запасом прочности, максимально приспособленное под многостороннюю эксплуатацию преимущественно в тяжелых внедорожных условиях, как «Унимог» до сих пор отсутствует. Именно такую «генеалогическую» линию в российском народном автомобильном хозяйстве и предлагаем мы взрастить.
Про плитку и про «китайцев»
Эта машина сможет завоевать сердца не только коммунальщиков и сэкономить деньги городских бюджетов, но и дачников, селян, стать крайне массовым явлением. Почему бы в России не появиться своему «Унимогу-Многоруку»?
Упреждая ваши сомнения по поводу коррумпированности российских госзакупок и любви отечественных покупателей к недорогим китайским машинам, спешу сообщить следующее.
Все муниципальные эвакуаторы в Москве, так называемые «зеленые крокодилы» - а их несколько сотен, если не тысяч — это грузовички фирмы MAN. Хотя казалось бы - эвакуатор можно из той же «ГАЗели» сегодня соорудить. Так оно и происходит на периферии. Там неправильно запаркованные машины, а также обездвиженный и требующий ремонта транспорт таскают «ГАЗели», которые ценят за их простоту, дешевизну и ремонтопригодность. Именно из-за этих своих качеств они в Москве и не востребованы. По дорогой плитке должны ездить дорогие эвакуаторы.
Что же катается «китайцев», которые для себя выпускают небольшие грузовички с «гуськом» - краном-манипулятором и самосвальным кузовом, то практика последних лет показывает, что россияне поостыли к китайской технике. Особенно на предмет приобретения ее в личное пользование. Анализ причин займет много времени. Но одна из главных – сроки снабжения запчастями и однозначность их соответствия VIN–номеру автомобиля. Длительные простои автомобиля, предназначенного для работы, недопустимы. Так что смотреть тут надо скорее на Запад, нежели на Восток. Представляете, что сегодня могло бы вырасти из «ГАЗели», если бы ей занимались так и доверяли столько, как это делали немцы со своим «Унимогом»?!
Вернуться на главную страницу проекта «Машины для этой жизни»