Работа под сокрытием
Прокуратура говорит о тысячах преступлений, скрытых сотрудниками полиции
За минувший год полицейские Саратовской области укрыли более 3 тыс. преступлений. Такую статистику приводит региональная прокуратура. Сейчас все преступления поставлены на учет. В целом же надзорные органы выявили почти 65 тыс. нарушений при приеме заявлений от граждан. В региональном главке утверждают, что статистика, которую ведет прокуратура, отличается от полицейской и в реальности фактов укрытия очень мало. Наблюдатели считают, что цифра велика, но примерно соответствует реальному положению дел, хотя и не во всех случаях справедливо говорить о необходимости возбуждения дела.
Вчера прокуратура Саратовской области обнародовала статистику нарушений, совершенных сотрудниками ГУ МВД области при регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. Согласно озвученным надзорным органом данным, в 2016 году выявлено 64 625 нарушений закона, совершенных полицейскими, когда граждане информировали их о правонарушениях. На учет поставлено 3098 преступлений, укрытых сотрудниками полиции. При этом по фактам укрытия преступлений возбуждено всего восемь уголовных дел. Из них пять до сих пор находятся в производстве, два направлены в суд, по ним вынесены обвинительные приговоры.
Речь идет о случае с бывшим участковым полиции ОП № 2 в составе МУ МВД РФ «Балаковское» Саратовской области Андрее Лаврикове, который признан виновным в злоупотреблении должностными полномочиями. В одном из сел Краснопартизанского района участковый получил сообщение о краже, но он укрыл его от учета и не сообщил о преступлении в дежурную часть. Андрей Лавриков был приговорен к лишению права занимать должности на госслужбе на два года.
Схожий эпизод и с Иваном Подлозным, бывшим участковым отдела полиции № 3 в составе МУ МВД РФ «Энгельсское». В ноябре 2015 года он получил от жительницы Энгельса сообщение о причинении побоев ее племяннику и вымогательстве, однако участковый не стал сообщать об этом в отдел полиции, желая прикрыть знакомого. Иван Подлозный также признан виновным в злоупотреблении должностными полномочиями и оштрафован на 50 тыс. руб.
В обоих случая областное ГУ МВД сообщало, что сотрудники уволены за поступки, порочащие честь и достоинство сотрудника органов внутренних дел, а их непосредственное руководство привлечено к дисциплинарной ответственности.
В ГУ МВД по Саратовской области сообщили, что по всем указанным прокуратурой фактам проведена проверка, если усматривается вина сотрудника, материал направляется в следствие. Руководитель пресс-службы главка Дмитрий Рассказов добавил, что собственная проверка полиции не выявила случаев прямой нерегистрации сообщений о преступлениях. «Это не те случаи, когда участковому принесли заявление, а он положил его в карман. Прокуратура ведет другую, собственную статистику, куда включает в том числе отказные материалы и так далее», — отметил он.
Адвокат Таймураз Тотиков говорит, что преступления полицейскими укрываются в двух случаях: «блатные», когда надо избавить кого-то от уголовной ответственности, или заведомо неперспективные к раскрытию. «Укрытия были всегда. Самый простой способ — прямая нерегистрация, но подобные случаи в последнее время все реже. Гораздо чаще происходят случаи, когда сотрудники МВД уговаривают не писать заявление, например, у человека два ранения, но ему рекомендуют написать, что он упал, да так удачно, что оба ранения похожи на ножевые. Три тысячи укрытых преступления из 65 тыс. нарушений — очень немало, но без знания их структуры разговор беспредметен», — отмечает адвокат.
Эксперт отмечает, что лидерами по укрытым преступлениям в Саратовской области традиционно считаются крупные города: Саратов, Энгельс и Балаково. «Раньше только в Энгельсе ежегодно возбуждалось до 12 уголовных дел по подобным фактам», — говорит он.
Правозащитник Александр Никитин не видит ничего удивительного в озвученной прокуратурой статистике. «Примерно столько же преступлений укрывается полицией ежегодно. Возбуждаются уголовные дела, отменяются незаконные постановления об отказе в возбуждении дел. „Рывка“ в наступлении законности в Саратовской области не происходит, мы не чувствуем этого на улицах. Принципиальных изменений не произошло ни в кадровом составе МВД, ни в методах его работы, они и не ожидаются», — считает господин Никитин. По его мнению, отсутствие рвения при возбуждении уголовных дел в основном связано с нежеланием сотрудников полиции дать повод для критики вышестоящим руководством. «К примеру, полицейский пропустил сроки рассмотрения заявления, регистрировать его с опозданием чревато взысканиями. Каждый сотрудник находится в системе, думает о том, чтобы не подвести начальство, думает о том, чтобы хорошо выглядело отделение в целом», — говорит правозащитник. Вместе с тем, по его мнению, далеко не всегда есть основания для возбуждения уголовного дела в отношении полицейского.