«"Великая стена" — самая дорогостоящая постановка, целиком произведенная в Китае»
Чжан Имоу — о месте Китая в глобальном кинематографе, Стивене Спилберге и других приятелях
В начале февраля в нашем кинопрокате появится китайская "Великая стена". Режиссер картины Чжан Имоу рассказал корреспонденту "Денег" Владимиру Боровому, куда ушли $150 млн — беспрецедентный для китайского кинематографа бюджет.
Что вызвало наибольшие трудности при работе с зарубежными специалистами?
— Самым сложным была работа в двух разных культурных парадигмах. Все-таки у нас очень разные культуры, и, как выяснилось, это наложило отпечаток на чисто профессиональные вещи. То есть существует определенная разница в работе со сценарием, в работе на площадке, даже при пост-продакшене. Суметь совместить два разных подхода с максимальной пользой — это был настоящий вызов.
Бюджет $150 млн — это много для китайского фильма?
— Да. В данный момент "Великая стена" — самая дорогостоящая постановка, целиком произведенная в Китае, и самая крупная копродукция с зарубежной киностудией за всю историю.
На что пришлось потратиться больше всего?
— Наиболее затратными оказались две области. Первая — непосредственно производство картины. Международный состав актеров, специалисты из разных стран — им всем не только ведь гонорары нужно заплатить, очень приличные по китайским меркам. Это отдельные расходы на организацию. Одних только переводчиков пришлось нанять больше сотни, чтобы все это заработало должным образом. Добавьте изготовление огромного количества костюмов, оружия и прочего реалистичного реквизита. Этим занималась компания Питера Джексона Weta Workshop. Наконец, мы не могли снимать на реальной Великой стене, это все-таки памятник архитектуры, так что пришлось строить свою. Не такую длинную, но достаточно высокую и толстую.
Вторая область расходов — визуальные эффекты. Собственно, из-за них первоначальный бюджет $135 млн вырос до $150 млн. Как вы понимаете, мы не могли допустить, чтобы их качество было ниже определенного уровня, поэтому привлекли к работе Industrial Light and Magic. Все это потребовало серьезных расходов и долгого времени на реализацию, но в итоге я полностью доволен результатом.
В фильме заняты, скажем так, довольно известные американские актеры. Понятно, что это очень хорошо для мирового проката. А создает ли их присутствие какое-то преимущество для фильма внутри Китая?
— Безусловно. Особенно это касается Мэтта Деймона. И "Марсианин", и все фильмы из франшизы про Джейсона Борна очень хорошо были приняты в Китае, и Мэтт здесь — настоящая знаменитость. Поэтому для домашнего проката присутствие зарубежных звезд — несомненное преимущество. Но не стоит забывать, что в фильме занято несколько популярнейших китайских актеров. Например, Энди Лау — его называли самым коммерчески успешным китайским актером с 1985 по 2005 год, он за 20 лет заработал больше, чем Стивен Чой и Джеки Чан. А юного властителя Империи Сун играет Ван Цзюнькай, это участник очень популярного в Китае бойз-бэнда TFBoys.
Можно ли назвать приглашение крупных голливудских звезд в чисто китайские проекты новой стратегией вашей киноиндустрии? Например, с целью улучшить позиции в мировом масштабе?
— Не могу сказать за все кинокомпании в Китае. Для меня это совершенно точно не является новой стратегией. Для меня первостепенное значение имеет история в основе фильма. В "Великой стене" это история о том, как банда европейских наемников ищет возможности похитить и вывезти из Китая секрет пороха, но вместо этого вынуждена сражаться с монстрами. Было логично нанять для исполнения этих ролей актеров из Европы и Америки. Все же понимают, что в современном глобальном мире китайские исполнители на этих позициях не сработают.
А есть еще какие-то актеры, которых вы хотели бы пригласить в свой фильм? Может, не в следующий, но в каком-то обозримом будущем?
— Без сомнения, такой список будет довольно длинным — я много с кем хотел бы поработать. Я очень люблю зарубежное кино, постоянно смотрю новые картины из Европы и США и, конечно, в мыслях представляю многих актеров, которых вижу, в своем проекте. Но, повторюсь, дело всегда в истории, в правильном сценарии — я не стану приглашать западного актера просто ради того, чтобы сделать это. И по моему опыту, соотношение проектов, с которыми это действительно сработает,— примерно один к десяти.
То есть мне теперь нужно снять еще девять исключительно китайских фильмов, чтобы повстречался сценарий, куда мог бы непротиворечиво вписаться зарубежный актер. Хотя, если "Великая стена" соберет хорошую кассу, возможно, студия решит делать сиквел. И на "Великой стене-2" у меня появится новая возможность поработать с каким-нибудь известным голливудским или европейским актером.
В интервью примерно десятилетней давности вы говорили, что ваш любимый американский режиссер — Стивен Спилберг. Это по-прежнему так?
— Без сомнения. Я по-прежнему считаю его лучшим режиссером Запада. Возможно, еще и потому, что он мой старинный друг. Но мне вправду очень нравятся его работы. А так, если честно, каждый раз, когда я вижу действительно хороший фильм, который трогает меня или вдохновляет, его режиссер становится на некоторое время моим любимым. Мне всегда нравился Джеймс Кэмерон. Я внимательно слежу за Кристофером Ноланом. Или, скажем, Алехандро Иньярриту — мне очень понравился "Выживший". Некоторым образом мне проще, чем обычному зрителю, потому что у меня есть возможность завести со всеми этими людьми близкое знакомство или даже подружиться, как с Иньярриту.
В России вас знают как режиссера костюмных "Героя" и "Дома летающих кинжалов". "Великая стена" — крупнобюджетное фэнтези, и с костюмами там тоже все в порядке. Ожидаете ли вы какой-то особой реакции на фильм от российской аудитории?
— Очень рад слышать, что в России знают "Героя" и "Дом летающих кинжалов". Хочу передать зрителям, которые смотрели эти фильмы,— вы не будете разочарованы "Великой стеной". Вам понравятся и сюжет, и боевые сцены, и визуальное оформление. Безусловно, я буду рад, если после просмотра "Великой стены" зрители захотят больше узнать о китайской культуре, о символах, которые есть в картине. Ну и не отказался бы, чтобы у меня лично после выхода фильма появилось больше поклонников, и, когда я в следующий раз приеду в Москву, меня наконец начали узнавать на улицах! (Смеется.)