Перестрелка в ресторане вышла на генеральский уровень
Двойным убийством в Elements занялся специалист по расследованию терактов
Как стало известно “Ъ”, громкое уголовное дело о стрельбе в ресторане Elements на Рочдельской улице в Москве по распоряжению главы СКР Александра Бастрыкина принял к производству самый авторитетный в России специалист по расследованию терактов, старший следователь при председателе комитета генерал-майор Константин Криворотов. По его распоряжению уже проведена психиатрическая экспертиза адвоката Эдуарда Буданцева, обвиняемого по ключевому эпизоду двойного убийства, а также начата проверка других уголовных дел, в которых тот фигурирует.
По данным знакомого с ситуацией источника “Ъ”, Константин Криворотов сразу же существенно продвинул вперед расследование, которое начинало и почти год вело ГСУ СКР по Москве. Возглавив следствие по эпизоду двойного убийства (ч. 2 ст. 105 УК РФ), предположительно совершенного адвокатом коллегии «Диктатура закона» Эдуардом Буданцевым, генерал первым делом поручил специалистам Центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского провести комплексную судебную психолого-психиатрическую экспертизу обвиняемого, в результате действий которого, по версии следствия, два человека были убиты, а еще двое получили тяжелые ранения, оставшись в итоге инвалидами. Эдуард Буданцев стационарно обследовался в центре в течение трех недель, и в ближайшие дни врачи ответят на вопрос следствия о его психическом здоровье и состоянии в момент стрельбы. В частности, медики установят, действовал адвокат хладнокровно и расчетливо либо открыл огонь по своим оппонентам в состоянии аффекта после возникшей потасовки.
Другим важным вопросом, которым сейчас занимается господин Криворотов, является мотив убийства. По версии сторонников Эдуарда Буданцева, вместе с тремя сотрудниками «Диктатуры закона» он приехал в Elements по просьбе владелицы заведения Жанны Ким, чтобы пресечь организованное в отношении нее крупное вымогательство и попытку рейдерского захвата ресторана. Адвокату, согласно этой версии, противостояли несколько десятков опытных и вооруженных травматическим оружием бойцов, подконтрольных вору в законе Захарию Калашову (Шакро Молодой), которые сразу стали избивать юриста. Защищая собственную жизнь и имущество доверительницы, Эдуард Буданцев был вынужден открыть огонь из наградного пистолета.
При этом, согласно показаниям еще одного участника событий, приехавшего вместе с сотрудниками «Диктатуры», в Elements велись пусть и напряженные, но все же переговоры о возврате Жанной Ким крупного долга ее давней подруге и бизнес-партнеру Фатиме Мисиковой. Разговор шел на повышенных тонах, но причиной перестрелки тем не менее стали не долги, а «внезапно возникшая личная неприязнь» между двумя мужчинами, которые, кстати, вообще не участвовали в обсуждении финансовых вопросов. По версии этого свидетеля, охранник присутствовавшего на переговорах криминального авторитета Андрея Кочуйкова (Итальянец) Алексей Китаев не пропустил в зал припозднившегося Эдуарда Буданцева. После возникшей в дверях короткой потасовки оба ее участника вытащили пистолеты — соответственно боевой и травматический — и пошли разбираться на летнюю веранду ресторана. Итальянец, как говорят свидетели, кричал им вслед: «А ну стоять! Мне тут бакланка (хулиганство.— “Ъ”) не нужна!», но предотвратить массовую драку со стрельбой не сумел. Итогом, как уже сообщалось, стали двое убитых со стороны Шакро и двое раненых, одним из которых оказался случайно попавший, как установила экспертиза, под огонь своего же коллеги сотрудник «Диктатуры».
Мотив двойного убийства, отметим, особенно важен для следствия и суда, которому предстоит оценить действия участников разборки и в первую очередь обвиняемого по наиболее тяжкой ст. 105 УК РФ Эдуарда Буданцева.
Наконец, забрав в свое производство дело об убийстве, Константин Криворотов поручил членам своей группы проверить, не фигурирует ли главный обвиняемый в других делах. Результатом проверки стало изъятие из управления №2 по расследованию экономических и должностных преступлений ГСУ СКР по Москве материалов довольно странного инцидента, происшедшего в офисе «Диктатуры закона» в 2013 году. Тогда к одному из адвокатов бюро, Ивану Костенко, обратился бизнесмен из Ростова, у которого возник коммерческий спор с РЖД, связанный с оплатой перевезенных грузов. Защитник взял у доверителя аванс в размере $150 тыс., а когда он не выполнил взятые на себя обязательства, ростовчанин пришел разбираться к руководству бюро. После этого Эдуард Буданцев и его коллеги, как следует из материалов доследственной проверки, заблокировали господина Костенко в одном из офисов бюро, избили его и заставили написать долговую расписку на $250 тыс., прибавив к сумме аванса штраф. В ГСУ СКР по Москве тогда возбудили сразу несколько уголовных дел, но главное из них — о крупном мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК) адвоката Костенко — впоследствии закрыли, не найдя в действиях защитника состава преступления. Зато продолжают расследоваться дела, возбужденные по факту нанесения легкого вреда его здоровью (ст. 115 УК РФ), вымогательстве у него денег (ст. 163 УК РФ) и незаконном лишении господина Костенко свободы (ст. 127 УК РФ). Все эти дела уже забрал в свое производство старший следователь Криворотов. По мнению собеседников “Ъ”, если причастность Эдуарда Буданцева к инциденту в 2013 году удастся доказать, руководитель следственной группы, скорее всего, объединит все связанные с ним уголовные дела и передаст в суд вместе с основным делом об убийстве.
Отметим, что господин Криворотов начинал свою карьеру в следственном управлении Генпрокуратуры по Южному федеральному округу и разбирался с самыми резонансными делами террористической направленности на Северном Кавказе. Он руководил, например, расследованием нападения отрядов боевиков на Ингушетию в 2004 году и теракта в школе Беслана. Константин Криворотов начал и завершил масштабное расследование дела о международном терроризме в регионе, в которое вошли несколько десятков самостоятельных уголовных дел. Наконец, уже в центральном аппарате СКР генерал-майору Криворотову было поручено расследование теракта на борту российского А321, совершенного в октябре 2015 года в Египте. Собеседники “Ъ” считают, что передача дела о стрельбе в ресторане генералу Криворотову гарантирует его профессиональное, объективное и быстрое расследование.