Выше и ниже европоцентризма
Юко Хасэгава стала куратором Московской биеннале современного искусства
Кадры современное искусство
Куратором VII Московской международной биеннале объявлена Юко Хасэгава, глава музея современного искусства MOT в Токио. Биеннале откроется 15 сентября 2017 года, ее тема — "Заоблачные леса". В качестве основной площадки выбран московский Манеж. Комментирует МАРИНА АНЦЫПЕРОВА.
Предыдущая, VI Московская международная биеннале проходила на ВДНХ под руководством сразу трех кураторов — Барта де Баре, Дефне Айас и Николауса Шафхаузена — под заголовком "Как жить вместе?" и в непривычном формате: вместо традиционной выставки, которая подкрепляется разговорами, VI Московская биеннале состояла из лекций и дискуссий, параллельно которым художники создавали свои работы. Не менее существенно и то, что это была последняя биеннале, комиссаром которой выступал Иосиф Бакштейн, руководивший ею фактически с самого начала, с 2005 года. Вместо комиссара у новой биеннале появился экспертный совет (его возглавил член президентского Совета по культуре, комиссар павильона России в Венеции и ректор института имени Репина Семен Михайловский) и оргкомитет. Сменился и учредитель — вместо фонда "Московская биеннале" им стал специально созданный фонд "Биеннале современного искусства". Одним из его организаторов стал галерист Дмитрий Ханкин, а возглавила новую структуру Юлия Музыкантская.
Вчера Юко Хасэгава (интервью с ней см. на www.kommersant.ru) пообещала придерживаться более привычного формата, чем тот, которым запомнилась биеннале-2015, и в первую очередь показывать выставку конкретных работ. За поэтической темой "Заоблачные леса" скрывается внимание к транзитному состоянию мира и все большему влиянию цифровых технологий на жизнь. Госпожа Хасэгава отмечает, что представители так называемого поколения постинтернета, то есть те, кто родились после 1991 года, существуют в другой культурной реальности, а технологии (они же облака) опосредуют не только коммуникацию, но и то, как новое поколение воспринимает мир. Леса выступают метафорой старого городского образа жизни, где "как за деревьями не видно леса, так и за своими проблемами люди не видят других людей". Между обоими мирами есть взаимосвязь — как те, кто "находится в облаках", ищут чувственных ощущений на земле, так и те, кто пока в облачное состояние не перешел, могут в любой момент подключиться к технологиям. На эту дуальность мира и указывает Юко Хасэгава, предлагая художникам работать как с "облаками", так и с "деревьями" — не забывать о настоящем мире, но и не нарушать волшебство "облака".
Фигура Юко Хасэгавы представляет собой интересный выбор в качестве куратора. За плечами японки — 7-я биеннале в Стамбуле, 29-я биеннале в Сан-Паулу (2010) и биеннале в Шардже, ОАЭ, в 2013 году. Ее ценят прежде всего за борьбу с европоцентризмом в кураторской мысли — не только в выборе художников (с акцентом на Южную Америку и Восточную Азию), но также в поиске новых экспозиционных форматов, релевантных каждому городу. Биеннале в Шардже, например, была посвящена новой культурной картографии и фактически представляла собой широкий набор интервенций в городское пространство. Помимо кураторства больших биеннале Юко Хасэгава может похвастаться и серьезными музейными достижениями: руководство Музеем современного искусства Токио (МОТ) пришлось на дефицит финансирования, и к ее бесспорным заслугам стоит отнести отлаживание работы неповоротливой музейной структуры с частными коллекционерами. Да этого руководила Музеем искусства XXI века в Канадзаве.
Несмотря на то что формат московской биеннале выглядит менее революционным на фоне предшествующей (Барт де Баре обещал "сделать проект, который войдет во все учебники кураторского дела"), выбор носителя другой культурной оптики потенциально может быть очень интересным. Долгие годы борьбы с бюрократией, а также часто артикулируемые симпатии к странам бывшего СНГ (в современном искусстве Грузии и Армении Юко Хасэгаве интересны самобытность, декоративность, внимание к традиции и четкое, но не прямое политическое высказывание) могут в свою очередь дать плоды. Кроме того, к достоинствам госпожи Хасэгавы можно отнести и чувство юмора: она написала книгу "Введение в искусство для девочек", обращая внимание общественности на тот факт, что в Японии музеи переполнены женщинами, потому что бизнесменам средних лет интересны только работа и гольф.