"Формула-1" без Экклстоуна
Самая престижная гоночная серия мира вступает в новую эпоху
23 января 2017 года самая престижная, единственная в своем роде гоночная серия — "Формула-1" — вступила в новую эру. Берни Экклстоун, человек, который и создал "Формулу-1" в ее нынешнем виде, был вынужден отойти от руководства гонками.
Сын рыбака
Официальная биография Берни Экклстоуна, прямо скажем, скучна. Родился в 1930 году в семье рыбака в деревеньке, население которой и в наше время не превышает полусотни человек. Пошел в школу, рано начал работать, поступил в Гринвичский университет, где учился на химика, увлекался гонками. Правда, спортсмен из Экклстоуна выходил неважный, и тогда он решил испытать себя сначала на ниве представительства интересов более талантливых гонщиков, а когда подвернулась возможность, даже стал владельцем собственной гоночной команды — Brabham.
В 1974 году он стал одним и учредителей Formula One Constructors Association (FOCA), четыре года спустя возглавил структуру. Договорился с телекомпаниями, командами, спонсорами. И вот так взял и превратил "Формулу-1", первый чемпионат которой состоялся в 1950 году, из соревнований, в которых нередко участвовали просто те, у кого были лишние деньги, в многомиллиардный бизнес. Вот такая вроде бы чистенькая история восхождения на вершину из низов за счет собственного трудолюбия и веры в светлое будущее.
Однако в гоночном мире, когда речь заходит о Берни Экклстоуне, мало кто говорит о нем как о хорошем парне.
Нередко приходится слышать, что, если Экклстоун пожал вам руку, лучше на всякий случай пересчитать пальцы.
Кого-то другого такая характеристика, может, и задевала бы, но Экклстоун не тот случай. Он не раз, опять сделав что-нибудь достойное порицания, а в эпоху сокрушительного господства политкорректности это может быть что угодно (как-то раз Экклстоун, характеризуя особенности ведения бизнеса в США, заметил, что если в 12:05 дня пожелать американцу доброго утра, то на вас подадут в суд), просто пожимал плечами и говорил, что чужое мнение его попросту не интересует. И если вспоминать все неловкие ситуации, в которые попадал Экклстоун, и то, как он из них выбирался, с этим трудно не согласиться.
Скажем, в 2009 году он заявил The Times, что "Гитлер в том, что касается способности управлять большими массами людей, умел добиваться поставленных целей". В ответ редактор The Jewish Chronicle Стивен Поллард заметил, что Экклстоун "или идиот, или моральный урод".
Позже Берни Экклстоун за свои слова извинился, но все же добавил, что Всемирному еврейскому конгрессу, требовавшему его отставки, "лучше бы разобраться с банками, которые довели мир до финансового кризиса". Добавим, что все это происходило на фоне скандала, в который угодил давний приятель Экклстоуна Макс Мосли, с 1993-го по 2009-й возглавлявший Международную автомобильную федерацию (FIA).
В 2008-м таблоид News of the World опубликовал фотографии и выложил на своем сайте видеозапись садомазооргии, в ходе которой Макс Мосли развлекался с пятью проститутками. Некоторые из нанятых господином Мосли девиц были одеты в нацистском стиле, а другие носили робы, похожие на те, что выдавали узникам концлагерей.
Все бы ничего, если бы не история семьи Макса Мосли. Его отец Освальд Мосли был основателем Британского союза фашистов и другом Адольфа Гитлера. Последний был почетным гостем на свадьбе Освальда Мосли, а сама церемония прошла в доме Йозефа Геббельса.
Юнити Митфорд, тетушка Макса Мосли, тоже была сторонницей нацистской идеологии. В 1939 году, когда Великобритания объявила войну Германии, она послала прощальное письмо Гитлеру и пустила себе в лоб пулю из пистолета, подаренного фюрером.
Главное — деньги
По большому счету, если что-то действительно волновало Берни Экклстоуна по-настоящему, так это деньги. Тут можно вспомнить его комментарий по поводу свадьбы его дочери Тамары с Джеем Рутландом, годовой доход которого на момент венчания составлял жалкие, по меркам Экклстоуна, £35 тыс. "Пришлось отпустить ее,— заметил Экклстоун.— Хотя я бы предпочел ее продать".
В 1979 году Колин Чемпен, основатель команды Lotus, предложил известному гонщику Марио Андретти $1 тыс., если тот столкнет Экклстоуна в бассейн.
Андретти во всем признался Экклстоуну, на что тот ответил: "Давай мне половину денег и можешь толкать".
Зарабатывать Экклстоун действительно умел. Ключевым моментом, приведшим его к статусу одного из богатейших людей Великобритании, чье состояние оценивается почти в £4 млрд, стал уже упоминавшийся 1978 год. Тогда он и Макс Мосли смогли договориться с президентом FIA Жан-Мари Балестром о передаче прав на телетрансляции "Формулы-1" FOCA. Трудно сказать, какие именно доводы они приводили, убеждая господина Балестра пойти на сделку. Но стоит все же вспомнить, что в 70-х в западных СМИ циркулировали фотографии, на которых, как утверждалось, запечатлен Жан-Мари Балестр в форме французского легиона СС. Можно предположить, что господину Балестру было о чем поговорить с Максом Мосли.
Согласно договоренностям, FIA получала 30% доходов от реализации прав на телетрансляции, 47% причиталось командам, участвующим в чемпионате, а оставшиеся 23% — Экклстоуну.
Проходи переговоры о разделе долей сейчас, когда "Формула-1" генерирует около $2 млрд дохода ежегодно, Экклстоуну вряд ли удалось бы выторговать себе почти четверть от будущих доходов. Но в конце 70-х мировой спорт еще не до конца осознал колоссальный коммерческий потенциал телевидения, так что права на телетрансляции готовы были отдавать любому, кто готов платить хоть какие-то деньги.
Несмотря на всю специфичность личности Берни Экклстоуна, команды, согласившиеся отдать в его руки управление коммерческими аспектами гонок, вряд ли когда-то жалели об этом. Ведь ежегодные отчисления от реализации коммерческих прав серии, а это помимо телетрансляций еще и поступления от организаторов этапов Гран-при, которые платят до $60 млн в год за право проведения у себя гонки, у топ-команд превышают $150 млн.
Понятно, что это не покрывает их бюджетов, которые у ведущих "конюшен" давно уже исчисляются сотнями миллионов долларов, но без этих денег бизнес вообще пришлось бы сворачивать.
Продать проданное
И все же, как бы много ни получали команды от сотрудничества с Экклстоуном, о собственной выгоде он не забывал никогда.
В 1999-м Экклстоун перенес операцию на сердце, после которой, похоже, у него зародился удивительный план — продать "Формулу-1", сохранив при этом контроль над ней. Покупатель нашелся в 2001-м. Это был не какой-то простак, проматывающий наследство дядюшки, а медиамагнат Лео Кирх.
За 75% акций холдинга SLEC, посредством которого тогда контролировались финансовые потоки "Формулы-1" (реальная структура управления была гораздо сложнее и включала в себя десятки компаний), он заплатил €2 млрд.
Как Экклстоуну удалось убедить перегруженного долгами Лео Кирха, что ради покупки "Формулы-1" непременно нужно занять еще, остается только догадываться.
Вскоре после покупки SLEC Кирх разорился, а формульные бумаги перешли немецким банкам (в основном Bayerische Landesbank, BVB), кредиторам Kirch Media.
Банкиры, посчитав, что им достался неплохой актив, попытались ввести своих представителей в управляющие структуры "Формулы-1", контролировавшиеся Экклстоуном и его адвокатами, но ничего у них не вышло. Экклстоун фактически игнорировал судебные решения, предписывавшие ему не препятствовать передаче банкирам контроля над серией.
А когда лондонский судья запретил Экклстоуну опротестовывать очередной вердикт, предписывавший допустить представителей банков в совет директоров управляющей компании "Формулы-1", адвокаты бизнесмена просто подали протест на запрет подавать протест и история продолжилась.
В 2006 году Берни Экклстоун продал "Формулу-1" во второй раз. И это была блестящая сделка. Тогда желание инвестировать в гоночный бизнес выразил фонд CVC Capital Partners. В качестве продавца выступал BVB, которому на тот момент принадлежало 47,2% акций "Формулы-1". За формульные бумаги BVB получил €830 млн.
Позже, однако, выяснилось, что цена была занижена почти на €200 млн. Случилось это при активном содействии главы департамента управления рисками Bayerische Landesbank Герхарда Грибковски, получившего в итоге восемь лет лишения свободы. Дело в том, что господин Грибковски рекомендовал правлению BVB согласиться с предложенной ценой, хотя и знал, что она ниже рыночной. Но за £27,5 млн, полученных им в качестве поощрения от Экклстоуна, выдал требуемую стоимость бумаг.
Это дело господин Экклстоун провернул с определенным изяществом. К слову, сам факт передачи денег Герхарду Грибковски он не отрицал. Но тут есть один интересный момент. Дело в том, что Берни Экклстоун выступал в роли консультанта в сделке между BLB и CVC Capital. И получил за свои услуги, как ни странно, £27,5 млн.
Банк перечислил деньги господину Экклстоуну еще до того, как он заплатил господину Грибковски. Выходит, BLB сам профинансировал взятку своему же сотруднику.
Что до Экклстоуна, которому пришлось столкнуться с претензиями правоохранительных органов Германии, то он отделался штрафом.
Неудивительно, что после того, как в конце прошлого года появилась информация о том, что CVC Capital ищет покупателя на акции "Формулы-1", публика не сомневалась, что и при новых владельцах реальный контроль останется у Экклстоуна. Но в этот раз не сложилось.
Новый владелец серии — американская Liberty Media — сразу после того, как были устранены технические вопросы, препятствовавшие закрытию сделки, поспешил отправить Берни Экклстоуна в отставку. И теперь "Формула-1" вступает в новую эру. Какой она станет, покажет только время. Но еще много лет при упоминании "Формулы-1" болельщики наряду с великими гонщиками уровня Айртона Сенны, Алена Проста, Михаэля Шумахера и других нет-нет да и вспомнят Берни Экклстоуна, без которого "Формула-1", скорее всего, была бы совсем не той.