Поездку в Сирию сорвали спецслужбы
Жителям КБР инкриминируют намерение воевать на стороне боевиков
Сегодня в Северо-Кавказском окружном военном суде (СКОВС) начался процесс по делу уроженцев Кабардино-Балкарии (КБР) — 19-летнего Омара Байчекуева и 22-летнего Шамиля Гулаева, которые обвиняются в попытке уехать в Сирию, чтобы сражаться на стороне боевиков. Байчекуеву также вменяется в вину распространение в соцсетях экстремистских материалов с призывами уничтожать кафиров (иноверцев) и предложение к жительнице Ижевска совершить теракт. Подсудимые не признают вины, их защита намерена добиться оправдательного приговора.
Жителям села Новая Балкария (КБР) Омару Байчекуеву и Шамилю Гулаеву инкриминируются ч. 1 с. 205.1, ч. 1 ст. 205.2, ч. 2 ст. 280, ч. 1 ст. 30 и ч. 2 ст. 208 УК РФ (склонение лица к совершению преступления террористической направленности; оправдание терроризма и публичные экстремистские призывы; попытка участия в незаконном вооруженном формировании). На сегодняшнем заседании подсудимые сообщили, что неженаты, Байчекуев окончил среднюю школу, Гулаев — Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет по специальности «менеджер-инженер».
Согласно обвинительному заключению, односельчане Байчекуев и Гулаев подружились в 2014 году на почве единых религиозных взглядов и убеждений: они обсуждали политическую обстановку в Сирии и планировали уехать уда, чтобы сражаться на стороне террористов. Через год Байчекуев создал в соцсетях открытую страницу «Абу Абдуллах», на которой публиковал собственные тексты и репостил материалы, оправдывающие терроризм и призывающие к экстремистской деятельности. «Если у тебя нет оружия и ты не можешь убить кафира, разбей ему голову камнем, подожги его дом, машину. Если не можешь этого сделать, то плюнь ему в лицо»,— зачитала отрывок одного из текстов гособвинитель Зарема Аджиева. По ее словам, следствием было установлено, что Байчекуев через социальную сеть и мессенджер WhatsApp познакомился с жительницей Ижевска Маликой Курбановой, которой предлагал приехать в КБР и вступить в незаконное вооруженное формирование, а затем совершить теракт. Когда зачитывались эти фрагменты документа, подсудимый Байчекуев громко ухмылялся.
Свидетель обвинения, сотрудник УФСБ России по КБР Борис Поздняков, в ходе допроса пояснил суду, что в августе 2015 года в ходе оперативно-разыскных мероприятий в интернете он обнаружил аккаунт «Абу Абдуллах», в котором в открытом доступе были размещены символика террористического «Исламского государства» (запрещено в РФ), аудио- и видеолекции идеологов терроризма, материалы с призывами «убивать кафиров». Опубликованную информацию, по словам свидетеля, отмечали лайками многие пользователи. Борис Поздняков уточнил, что экстремистский характер текстов установила впоследствии лингвистическая экспертиза, а владелец страницы «Абу Абдуллах» Омар Байчекуев был выявлен с помощью IP- и ID-адресов, а также подтвержден службами соцсети и мобильного оператора связи. Позже, по словам свидетеля, страница «Абу Абдуллах» была переименована в «Ольгу Мельникову», а размещенная на ней информация удалена. «Однако ID-адрес страницы принадлежал пользователю — Омару Байчекуеву»,— рассказал чекист.
Свидетель также сообщил, что переписка Омара Байчекуева в соцсети показала: он искал пользователей, воюющих в Сирии на стороне террористов, в итоге подсудимому удалось установить связь с жителем Карачаево-Черкесии, который является действующим участником вооруженного конфликта в Сирии, в отношении которого на родине возбуждено уголовное дело. Боевик предложил Омару Байчекуеву помощь и план, как попасть в Сирию через Турцию и Грузию. По словам гособвинителя, Байчекуев и Гулаев оформили загранпаспорта, один из них снял со своего счета в Сбербанке 116 тыс. руб., и подсудимые выехали на личной Toyota Corolla в Грузию «с дальнейшей целью пересечь грузино-турецкую границу и перебраться в Сирию». Однако планы сорвали пограничники КПП «Верхний Ларс», задержавшие молодых людей.
Подсудимые в ходе судебного разбирательства отрицали причастность к преступлениям, предоставив защитникам возможность разъяснить суду свою позицию. «Бесспорно доказано, что ребята пытались через Грузию уехать в Турцию, остальное обвинение построено на выбитых показаниях, которые фактически не подтверждены: здесь нет состава преступления, и мы будем доказывать невиновность доверителей»,— заявил суду адвокат Омара Байчекуева Магомед Абубакаров.