«Вламиан» спроектировал взятку главному архитектору Воронежа
Антона Шевелева задержали при содействии дружественной ему проектной компании
История с вчерашним задержанием по подозрению во взяточничестве главного архитектора Воронежа Антона Шевелева обрастает новыми подробностями. Господин Шевелев за год получил более 500 тыс. руб. от директора проектной фирмы КРОиС Руслана Куцева. Последний также руководит ООО «Новый город — ХХ1 век», которым вместе с задержанным владеет бывший вице-мэр «по строительству» Юрий Гайдай. В обмен на деньги господин Шевелев якобы согласовал проект жилого дома для компании депутата облдумы Владимира Колыхалина. Устроенный накануне губернатором Алексеем Гордеевым разнос строительному блоку мэрии, по данным „Ъ“, был спровоцирован предоставленной ему информацией о неминуемом задержании чиновника. Радикальные реформы отрасли, которых потребовал глава региона, по законодательству могут оказаться невозможны, говорят участники рынка.
Официальный представитель воронежского управления Следственного комитета РФ (СКР) Елена Мануковская сообщила „Ъ“, что задержанному днем 24 января главному архитектору Воронежа Антону Шевелеву вменяется получение взятки в особо крупном размере (ч. 6 ст. 290 УК РФ). По версии следствия, с начала прошлого по январь нынешнего года он получил более 500 тыс. руб. от неназываемого следствием руководителя частной компании. Деньги господин Шевелев, считают в СКР, брал как наличными, так и на банковскую карту. Разработкой чиновника занимались оперативники областного УФСБ. Между тем, по предварительной версии, которую изложили сразу несколько источников „Ъ“ в региональной власти, взяткодателем в этой истории выступил директор проектной фирмы КРОиС Руслан Куцев. Деньги он якобы передавал в обмен на согласование господином Шевелевым проекта строительства многоквартирного дома на набережной Массалитинова, 35 — в центре города возле Воронежского водохранилища. Строительство объекта ранее там планировало ООО «Шельф», по 50% в котором принадлежат Дмитрию Лапыгину и депутату облдумы бизнесмену Владимиру Колыхалину. Господин Колыхалин сказал „Ъ“, что не имеет отношения к коррупционным связям главного архитектора, а взаимоотношения господ Куцева и Шевелева «оценят в правоохранительных органах».
По данным «СПАРК-Интерфакс», Руслан Куцев помимо ООО «Проектно-строительная компания КРОиС» также возглавляет воронежское ООО «Новый город — ХХ1 век», основной вид деятельности которого — архитектура. В этой фирме 49% принадлежит Антону Шевелеву, еще 51% долей у ЗАО «Электронжилсоцстрой» бывшего вице-мэра Воронежа Юрия Гайдая, курировавшего строительство в команде экс-градоначальника Сергея Колиуха. По федеральному закону «О противодействии коррупции», господин Шевелев в случае конфликта интересов под угрозой увольнения должен был проинформировать о нем мэра Александра Гусева и передать свою долю в доверительное управление. Компания господина Гайдая не приостанавливала деятельность после назначения господина Шевелева в мэрию. В горадминистрации вчера сказали „Ъ“, что главный архитектор не сообщал господину Гусеву о конфликте интересов. От других комментариев в мэрии воздержались. Профильный вице-мэр Владимир Астанин сказал, что задержание стало для него «полной неожиданностью». Мобильный телефон Юрия Гайдая не отвечал на звонки „Ъ“. В КРОиСе сообщили, что компания «раньше называлась» ООО «Вламиан», а с господином Куцевым соединить отказались, так как он «до конца дня занят на совещаниях». Антон Шевелев не отвечал на звонки „Ъ“.
Напомним, за день до задержания работу господина Шевелева жестко раскритиковал губернатор Алексей Гордеев. Он возмутился строительством кафе на площади возле железнодорожного вокзала Воронеж-1, назвав его «архитектурным бандитизмом» и попросив силовиков проверить деятельность чиновника. Кроме того, губернатор призвал к радикальному реформированию строительного блока мэрии, в чем мэр Александр Гусев его поддержал. Поскольку строящее кафе ООО «Альф» принадлежит семье господина Колиуха, представители отрасли до задержания господина Шевелева трактовали ситуацию как начало нового конфликта губернатора и экс-мэра. Но, как сообщили источники в правоохранительных органах региона, Алексей Гордеев не мог не возмутиться, так как «получил информацию о скором и неминуемом задержании» Антона Шевелева. «Никто не стал допускать ошибок прошлого, как в истории с бывшим главным дорожником области Александром Трубниковым, о задержании которого губернатор узнал уже по факту», — пояснил собеседник „Ъ“.
О радикальных изменениях в строительном блоке, по словам участников рынка, говорить пока не приходится. «У мэрии есть две ключевые функции: выдача разрешений на строительство и согласование ввода объектов в эксплуатацию. Обе прописаны как муниципальные функции в федеральном законодательстве, и сложно представить, как технически они будут переданы, например, в область», — отметил один из владельцев воронежских строительных компаний. В то же время один из высокопоставленных источников „Ъ“ в мэрии вчера предположил, что может быть ликвидировано МКП «Управление главного архитектора», а часть функций самого управления, возглавляемого господином Шевелевым, могут быть переданы на региональный уровень. Зампред облправительства Виталий Шабалатов, курирующий строительный блок, отметил, что этот вопрос «не поднимался и не изучался».
Вчера местные участники строительного рынка отказывались от своего имени характеризовать менеджерские качества господина Шевелева. «Я бы разделил его человеческие и профессиональные качества. Что касается последнего, то Антон работал профессионально. Но ему надо было давать по рукам гораздо раньше. Он пользовался сложившейся ситуацией, но и его использовали», — пояснил один из собеседников „Ъ“ в отрасли. Другой участник рынка заметил, что «за последние лет пятнадцать» не припомнит «более издевательского отношения к строителям, чем при Шевелеве»: «На каждом этапе согласования документации надо было активно благодарить посредников. Причем если при предыдущих главных архитекторах согласование эскиза оценивалось в 200–300 тыс. пожертвований, то при нем эта величина выросла в десять раз. О его доле в “Новом городе” все, конечно, знали. Но он был нужен и почти всех устраивал».
Продолжение истории
В качестве меры пресечения чиновнику избрали домашний арест, под которым он и пробыл вплоть до вынесения приговора