ЕГАИСтичный подход
В Иркутской области внедряется пилотный проект по маркировке древесины
Вчера заместитель руководителя Рослесхоза Михаил Клинов провел в Иркутске совещание по вопросу реализации проекта по маркировке древесины, заготавливаемой в Иркутской области. Сам проект признан пилотным и в случае успеха будет распространен на всю страну. Ранее в регионе уже были попытки маркировки древесины, но если тогда речь шла о чипировании каждого бревна, теперь — о вводе данных о товаре в ЕГАИС и замене сопроводительных документов на электронную карту.
Председатель правительства Иркутской области Александр Битаров напомнил, что Иркутская область является лидером среди российских регионов по отгрузке леса, и, «к сожалению, и лидером по объемам незаконной заготовки древесины». «А по ущербу от незаконных рубок мы на порядок превосходим наших соседей»,— добавил он. Маркировкой древесины, по заявлению господина Битарова, областные власти надеются добиться декриминализации лесной отрасли. «Это прозрачный учет древесины. Если все состоится, нам удастся во многом декриминализировать отрасль»,— сказал он.
Замруководителя Рослесхоза Михаил Клинов провел в Иркутске ряд встреч с лесозаготовителями и выяснил, насколько им удалось освоиться с ЕГАИС. Именно на основе работы с этой системой и будет строиться проект, именно с ее помощью планируется исключить из оборота древесину сомнительного происхождения. Более детально проект планируется рассмотреть на совещании у министра природных ресурсов и экологии РФ Сергея Донского. О том, что маркировка древесины как таковая начнется только на третьем этапе проекта, сообщил министр лесного комплекса Иркутской области Сергей Шеверда. Первые два предполагают постановку на учет всех пунктов отгрузки древесины и принятие от них отчетности. Сама маркировка подразумевает внедрение идентификационных карточек одноразового использования, которые будут привязаны к лесной декларации. «Это не позволит лесозаготовителю реализовать больше выделенного ему объема. Карта будет выдаваться на всю партию древесины, а гаситься — на пункте приема»,— рассказал господин Шеверда. Сами карты лесозаготовитель будет получать в минлесе вместе с разрешением на рубку леса. Те из них, которые ему не удастся использовать в течение года, будут возвращаться в министерство.
Программное обеспечение по маркированию древесины разрабатывает ГК «Росатом».
Однако у участников совещания по-прежнему оставалось много вопросов. «Хотелось бы понять роль и место во всем этом ФТС России и иркутской таможни, чтобы мы могли максимально настроить свои ресурсы и плотно взаимодействовать со всеми»,— сказал начальник главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России Валерий Селезнев. А вице-спикера иркутского ЗС Кузьму Алдарова насторожил срок, прозвучавший в ходе совещания — 31 декабря 2017 года. «Я не понял, к чему он относится»,— признался господин Алдаров. «Пилотный проект до этой даты будет действовать»,— поспешил помочь ему господин Шеверда. Участники совещания еще долго не расходились, продолжая друг у друга выяснять детали проекта. «Мы сейчас сконцентрированы на ЕГАИС, в этом эксперимент и заключается — настроить систему так, чтобы по ней можно было видеть законность происхождения древесины. Идентификационные карточки — это вообще что-то другое»,— сказал „Ъ“ представитель ФТС Валерий Селезнев. Менеджер отдела развития проектов ГК «Росатом» Ярослав Сеньшин опроверг эту информацию.
«Наша система будет интегрирована в ЕГАИС»,— сообщил он „Ъ“. Также господин Сеньшин добавил, что от лесозаготовителей никаких денежных вложений не потребуется — и мобильное приложение, и карты будут бесплатными. Представитель иркутской таможни сказал „Ъ“, что речь идет о замене сопроводительных документов на груз электронной картой. «Уловок для воровства остается предостаточно»,— сказал он. Собеседник „Ъ“ добавил, что в 2005–2006 годах таможня пыталась внедрить более эффективную систему маркировки древесины, когда должно было производиться чипирование каждого бревна. Вице-президент Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров региона Василий Зырянов сообщил „Ъ“, что тот проект затормозился из-за технических проблем. «Приборы замерзали, лесопромышленники не хотели закупать оборудование, а само чипирование не было обязательным, потому и единая система не выстроилась»,— сказал он „Ъ“. Господин Зырянов также добавил, что «учет древесины надо налаживать, но как по факту все выйдет — не знаю».