Депутаты не увидели стоп-линий
Они предлагают не штрафовать водителей за их ненамеренное пересечение
Депутаты в Челябинской области предлагают освободить автомобилистов от штрафов, зафиксированных камерами, за случайное пересечение стоп-линии. В четверг они рассмотрят соответствующую инициативу на заседании, чтобы потом направить в Госдуму. Условием для освобождения от штрафа послужит отсутствие в месте нарушения светофора с обратным отсчетом времени. По данным авторов законопроекта, он помогает водителям быстрее реагировать и останавливаться на дороге. Депутаты отмечают, что три из четырех водителей за год хоть раз случайно пересекают стоп-линию. Автоэксперты считают, что проблема штрафов с камер актуальна именно для Челябинска, где их больше, чем в целом по УрФО. Однако необходимости в поправках КоАП они не видят.
Депутаты заксобрания в четверг рассмотрят поправки в ст. 2.6.1 КоАП РФ («Административная ответственность собственников транспортных средств»), после чего их внесут как законодательную инициативу в Госдуму. Авторы инициативы предлагают дополнить кодекс статьей, которая освободит от ответственности автомобилиста, пересекшего стоп-линию на перекрестке с видеофиксацией на запрещающий сигнал светофора, если последний не был оборудован электронным табло обратного отсчета времени. Сейчас штраф за такое правонарушение составляет 800 руб.
В пояснительной записке к закону говорится, что практика привлечения к ответственности водителей за пересечение стоп-линии, зафиксированное камерами на перекрестках, получила широкое применение. Протокол при этом не составляется, а постановление по делу выносится без водителя. Доказательством является фиксация сигнала светофора в момент правонарушения. В записке отмечается, что сигналы светофора сменяются слишком быстро, а при плохой видимости могут быть плохо различимы. Водитель в таком случае не может вовремя сориентироваться и остановиться до стоп-линии, иногда применяет экстренное торможение, создавая угрозу ДТП, то есть нарушает правила ненамеренно. «Именно установка светофора обратного отсчета на перекрестках с видеофиксацией исключит экстренное торможение и пересечение нанесенной на асфальт стоп-линии, даже если ее заметет снегом», — пояснил автор законопроекта, депутат от «Справедливой России» Илья Бархатов.
По его информации, в регионе три из четырех водителей за год пересекают стоп-линию случайно, из-за стоящего рядом большегруза или троллейбуса либо на мигающий сигнал светофора. По словам господина Бархатова, ему в течение года поступило около 800 жалоб от водителей. Депутат добавил, что планирует вынести на обсуждение инициативу об установке дублирующего информационного знака «стоп-линия» над проезжей частью в случаях, когда движение осуществляется по трем и более полосам. «Зимой под слоем нечищеного снега водители не видят разметку, а потом получают штрафы с камер», — пояснил он.
По данным ГУ МВД по региону, в 2016 году совершено 1,6 млн нарушений правил дорожного движения (ПДД), из которых 1,1 млн зафиксировано автоматическими системами. Нарушителями стали 1,5 млн водителей и 78,5 тыс. пешеходов. На улицах Челябинска на 1 июня 2016 года работали 643 камеры.
По мнению представителя Федерации автовладельцев (ФАР) в Свердловской области Кирилла Форманчука, проблема штрафов с камер актуальна именно для Челябинска, где систем фото- и видеофиксации больше, чем во всем УрФО. «Светофор, по ГОСТу, моргает перед переключением. Времени достаточно, чтобы остановиться. Стоп-линии — это границы перекрестков. Если водитель выехал за стоп-линию, он должен продолжить движение. Нужно просто отрегулировать камеры, сделать отсрочку. Это все технически поправимо. А КоАП лишь устанавливает ответственность за нарушение ПДД. Не вижу необходимости в законопроекте. Думаю, в Госдуме его не поддержат», — считает представитель ФАР.