«Госучастие позволило привлечь в реальный сектор экономики 3,5 млрд рублей»
Интервью
Андрей Городов, руководитель департамента внешних коммуникаций Фонда развития промышленности
— Как Фонд развития промышленности РФ (ФРП) участвует в реализации импортозамещающих проектов в машиностроении Свердловской области?
— Всего ФРП софинансировал четыре импортозамещающих машиностроительных проекта в Свердловской области на общую сумму займов 1,34 млрд руб. Госучастие позволило привлечь в реальный сектор экономики 3,5 млрд руб. Например, с привлечением займа фонда Уральский дизель-моторный завод наладил производство новых дизельных двигателей, которое позволит России и государствам Таможенного Союза отказаться от использования ряда зарубежных дизелей в транспортном машиностроении, судостроении, малой энергетике.
— Какие импортозамещающие проекты в свердловском машиностроении на сегодняшний момент наиболее перспективные, по оценкам представителей ФРП?
— Предприятия Свердловской области очень активно сотрудничают с Фондом развития промышленности и входят в тройку лидеров по количеству заявок в фонд, а также по количеству получивших займы проектов. Например, компания «Эпсилон» из Краснотурьинска планирует наладить токарно-фрезерную обработку деталей для воздушных и морских судов, станков, различных машин и механизмов с максимальными габаритами до 6 м из алюминиевых, стальных и титановых сплавов. Стоимость проекта — 1,2 млрд руб., из которых заем ФРП — 500 млн руб. Екатеринбургское предприятие «Уралнефтьсервис» разработало комплекс оборудования для повышения нефтеотдачи на 5–7%. За счет применения схемы рекуперации энергии в сеть, энергоэффективность комплекса выше на 35% в сравнении с отечественными аналогами и на 17% — с зарубежными. Стоимость проекта — 480 млн руб., из которой заем ФРП — 240 млн руб. В стадии подготовки договора сегодня находится еще один машиностроительный проект. Завод «Век» из Екатеринбурга займется производством современных энергоэффективных лифтов. Применение композитных материалов позволит снизить вес кабин на 30%.
— Какие законодательные изменения требуются для того, чтобы ускорить реализацию импортозамещающих проектов в машиностроительной отрасли?
— Минпромторг РФ проделал огромную работу для формирования нормативной базы в сфере развития промышленности и импортозамещения. Она включает в себя и закон «О промышленной политике», в котором прописаны такие действенные меры, как механизм специального инвестиционного контракта, льготные займы ФРП и другое. Еще, конечно, требуется тонкая настройка отдельных программ. ФРП много общается с промышленным бизнесом и аккумулирует их предложения для внесения изменений.