«Самая большая сложность — это микроэлементная база»
Интервью
Александр Салтаев, генеральный директор ООО «Уральские локомотивы»
— По итогам 2015 года локализация электропоезда «Ласточка», созданного с помощью немецкой корпорации «Сименс», составляла более 60%. Как изменилась ситуация по итогам 2016 года?
— В ноябре 2016 года уровень импортозамещения компонентов в скоростных электропоездах «Ласточка» производства «Уральские локомотивы» составил около 80%. В 2016 году последний поезд, переданный РЖД, оснащен российскими тележками, системой управления, тормозной системой, системами кондиционирования и информирования пассажиров. Машина уже эксплуатируется на Московском центральном кольце (МЦК). Кроме того, начиная с ноября, салоны вагонов «Ласточек», направляемых на МЦК, комплектуются дополнительным оборудованием для комфорта пассажиров — поручнями и велопарковками. Выпуск этих компонентов налажен непосредственно на нашем предприятии.
— Сколько российских компаний на текущий момент входит в кластер, созданный вокруг «Уральских локомотивов»?
— Проект с самого начала вызвал большой интерес у российских производителей. Для того, чтобы стать поставщиками комплектующих для производства «Ласточек», отечественным предприятиям пришлось пройти сертификацию на требования международных стандартов, провести техническое перевооружение производств и обучение персонала. Сегодня в разработке и производстве всех систем «Ласточки» задействовано около 150 предприятий. В первую очередь при выборе поставщиков оценивался потенциал предприятий уральского региона. В составе поезда, про который я упомянул, доля компонентов, произведенных на Урале, составила свыше 56%.
— Какие компоненты создают уральские предприятия?
— На Урале производят одну из самых сложных систем электропоезда «Ласточка» — микропроцессорную систему управления и диагностики. Применение российской системы управления, работающей на перспективной системной шине Ethernet, позволило интегрировать в состав поезда ряд периферийных систем отечественного производства, обеспечивающих управление тормозами, микроклиматом, системой видеоинформирования пассажиров и работу входных дверей. Система безопасности, пульт управления и электрические шкафы для «Ласточки» изготавливает екатеринбургское НПО автоматики. Быстродействующий выключатель поставляет «Уралэлектротяжмаш»». Небольшое челябинское предприятие «Урал-Полимер» освоило уникальные технологии изготовления крупногабаритных деталей из композитных материалов. Стеклянные перегородки и поручни, кресло машиниста поставляются свердловской компанией «Сибеко». В Санкт-Петербурге локализовано производство тягового и вспомогательного электрооборудования, а также элементы интерьера поезда на ряде других предприятий, речь идет о производстве окон, дверей, полов, потолков, освещения салона. Значительное время потребовалось на разработку и производство тормозной системы, выполненной в сотрудничестве с московским тормозным заводом «Трансмаш» и нижегородским ОАО «Транспневматика».
— Какие комплектующие все еще сложно найти на российском рынке?
— Самая большая сложность — это микроэлементная база, к сожалению, это направление в нашей стране развивается не такими быстрыми темпами, как хотелось бы.