Суд уточнил координаты гибели траулера
Дело о крушении судна «Дальний Восток» рассмотрят в Магаданской области
Уголовное дело по факту гибели 69 моряков на затонувшем 2 апреля 2015 года траулере «Дальний Восток» будет рассматривать магаданский суд. Такое решение вынес городской суд Южно-Сахалинска в ходе предварительных слушаний. Расследование длилось полтора года, по его итогам обвинения в нарушении правил безопасности мореплавания предъявлены четверым руководителям компании-судовладельца ООО «Магеллан», одному из них заочно — гендиректор Егор Гащенко объявлен в международный розыск. Также фигурантами дела являются два чиновника. Решение о переносе судебного процесса в Магадан может быть обжаловано.
Горсуд Южно-Сахалинска провел предварительные слушания по уголовному делу по факту гибели 69 моряков траулера «Дальний Восток» и постановил перенести процесс в другой регион. «По территориальной подсудности дело решено направить в Ольский районный суд Магаданской области. Мы запросили точные координаты крушения судна в пограничном управлении береговой охраны сахалинского управления ФСБ России: оказалось, что ближайший населенный пункт — поселок Ямск Ольского городского округа Магаданской области»,— рассказал „Ъ“ представитель горсуда.
Большой автономный морозильный траулер «Дальний Восток» затонул в Охотском море в ночь на 2 апреля 2015 года. Из 132 членов экипажа спасти удалось лишь 63 моряка, еще семеро пропали без вести. Сообщалось, что причиной крушения стал крен судна на левый борт при подъеме трала с уловом рыбы в 130 тонн. Однако, как установили в СКР, к трагедии привел целый ряд причин.
Расследование заняло полтора года. В Южно-Сахалинский городской суд 174 тома материалов дела поступили в самом конце прошлого года. Обвиняемыми по делу проходят руководители компании-судовладельца ООО «Магеллан». Первый заместитель гендиректора Алексей Васин, заместитель гендиректора по безопасности мореплавания Александр Кудрицкий и бывший капитан траулера Анатолий Борисов обвиняются в нарушении правил безопасности мореплавания (ч. 3 ст. 263 УК РФ).
На имущество обвиняемых общей стоимостью более 15 млн руб., а также на имущество самой компании «Магеллан» на 13 млн руб. наложен арест. Ее гендиректор Егор Гащенко объявлен в международный розыск, в рамках отдельного производства ему заочно предъявлено аналогичное обвинение в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта. По этой же ст. 263 УК проходит начальник отдела ФГБУ «Сахалинрыбвод» Росрыболовства Николай Харченко.
Еще одним подсудимым является государственный инспектор Северо-Восточного территориального управления Росрыболовства Александр Никодименко, обвиняемый в получении взятки (ч. 3 ст. 290 УК РФ) и злоупотреблении должностными полномочиями (ч. 3 ст. 285 УК РФ). По версии следствия, в ходе совместной с пограничниками проверки траулера в открытом море он установил превышение допустимого количества людей на борту при отсутствии достаточного количества спасательных средств, однако разрешил продолжить рейс за $500.
В ходе расследования установлено, что судовладельцы переоборудовали судно в корейском порту Пусан для увеличения мощностей переработки со не 140 т рыбы в сутки, на которые рассчитана конструкция, до более 200 т. Часть конструкций, которые должны обеспечивать баланс судна, была попросту удалена, что среди прочего в итоге привело к трагедии. Обвиняемые представители госструктур, считают следователи, в недостаточной степени контролировали обеспечение безопасности на судне. Установлено, что капитан предупреждал руководство, в частности, Алексея Васина и Александра Кудрицкого, о том, что судно перегружено, однако запрета на дальнейшее следование траулера от них не последовало. Николай Харченко еще накануне рейса получил от своего подчиненного сведения о том, что у траулера недоставало документации о системе обеспечения безопасности, без которой выход судна в море запрещен. Но, несмотря на это, представитель «Сахалинрыбвода» выдал временное свидетельство по безопасности на полгода. Подсудимые вины не признают.
Решение о переносе процесса в Магадан еще не вступило в законную силу, и у участников процесса есть возможность обжаловать его в Сахалинском областном суде.