Управляемое импортозамещение интереса не вызвало
Большинство заявок на субсидируемые инвестпроекты в этой сфере отозвано
Пока правительство работало над принуждением крупных инвестпроектов с господдержкой к закупке российской машиностроительной продукции, многие из них или уже приобрели необходимое иностранное оборудование и работают, или не получили госфинансирования, которое было условием вхождения в программу, и свернули проект. На очередном заседании комиссии Белого дома по импортозамещению к включению в реестр инвестпроектов, ориентированных на импортозамещение, будет рекомендован только один — это Брянская мясная компания. Большинство других проектов при поддержке курирующих их ведомств сообщили Белому дому, что в импортозамещении не нуждаются.
"Ъ" ознакомился с материалами ведомств к очередному заседанию правительственной комиссии по импортозамещению. На нем предполагалось рассмотреть вопрос о включении в реестр 11 проектов по импортозамещению общей стоимостью более 560 млрд руб. с объемом госфинансирования (включая кредиты ВЭБа) более 300 млрд руб. Среди них — проект СЗКК по строительству участка 15-58 км платной трассы Москва--Санкт-Петербург, создание СП "Форд-Соллерс", пять локализационных проектов АвтоВАЗа, строительство завода OSB-плит в Торжке, Богучанского алюминиевого завода.
В комиссию по импортозамещению под руководством премьер-министра Дмитрия Медведева (она создана в августе 2015 года) входят две рабочие группы — по гражданской и оборонной промышленности (их возглавили вице-премьеры Аркадий Дворкович и Дмитрий Рогозин). Комиссия отбирает крупные инвестпроекты с госфинансированием не менее 10%, которые вносятся в реестр, дающий доступ к господдержке в обмен на сообщения о планах по закупке импортной промышленной продукции. В январе 2016 года был утвержден перечень позиций, закупать которые за рубежом можно лишь с согласования комиссии (см. "Ъ" от 12 января 2016 года). Однако поле деятельности комиссии постепенно сокращалось: если в апреле 2015 года вице-премьер Аркадий Дворкович заявлял о 2,5 тыс. инвестпроектов, то к концу 2015 года источники "Ъ" в Минэкономики говорили уже о примерно 200 проектах. Всего комиссия провела менее десятка публичных заседаний — последнее прошло в июле 2016 года. По данным Минэкономики, в реестр за это время было включено только семь проектов — пять реализует ОАО РЖД, еще два — ПАО "Газпром" и ООО "Русагро Приморье".
Большинство новых предложений — 10 из 11 проектов — курирующие их ведомства рекомендуют "в реестр не включать". Так, в Северо-Западной концессионной компании сообщили курирующему проект Минэкономики, что автодорога уже введена в эксплуатацию на платной основе и перспективные закупки техники не планируются. В СП "Форд-Соллерс" все закупки были сделаны еще до 10 января 2016 года, когда вступили в силу ограничения на закупки импортного оборудования. Проект АО "КЗСК-Силикон" в процессе подготовки был переоценен, но объем его господдержки не был пересмотрен и доля участия государства в финансировании сократилась до менее 10%, как и в проекте освоения Удокана ООО "Байкальская горная компания" — при этом и это финансирование (кредит на 11,4 млрд руб. от ВЭБа, около 5% затрат в 238 млрд руб.) "находится на этапе выполнения отлагательных условий". В ЗАО БоАЗ, реализующем проект по строительству Богучанского алюминиевого завода, также сообщили правительству, что "основное технологическое оборудование закуплено и смонтировано". Изменения же рабочей документации возможны только по согласованию с генеральным проектировщиком, что приведет к дополнительным издержкам, отмечается в материалах комиссии.
Эти издержки были еще в начале 2016 года причиной споров Минэкономики и Минпромторга о подходах к импортозамещению. И "пересогласование" документации инвестпроектов, на котором настаивали в Минэкономики, и метод "обратного инжиниринга", предложенный Минпромторгом, грозили увеличить стоимость проектов (см. "Ъ" от 7 декабря 2015 года и 29 января 2016 года). Тогда крупные предприятия выражали беспокойство, что "этот порядок создаст непроходимые проблемы, в результате которых и российские поставщики ничего не поставят, и из-за границы не дадут ничего привезти". В итоге было решено для каждого пункта реестра решать вопрос индивидуально по рекомендации курирующего ведомства — и, судя по материалам министерств, идея поддержки промышленности не выдержала конкуренции с собственными потребностями крупных проектов.
В итоге восьмым пунктом реестра имеет шансы стать только проект Брянской мясной компании — "Увеличение мощности комплекса по производству высокопродуктивного мясного поголовья КРС". Он будет реализован в Брянской, Калужской, Орловской, Смоленской и Тульской областях до 2021 года и обойдется в 55 млрд руб., из которых финансирование от ВЭБа составит подавляющее большинство — 47 млрд руб. Проект поддержан Минсельхозом и станет ведомственным инструментом косвенной господдержки и российского сельхозмашиностроения. Впрочем, пока перечня того, что будет закуплено на российском рынке за средства ВЭБа, исполнитель проекта не представил.