Шереметьево отложило расплату на будущее
Аэропорт реструктурировал кредит ВЭБа
Как стало известно "Ъ", аэропорт Шереметьево и его основной кредитор ВЭБ договорились о реструктуризации долга в размере около $500 млн. Кредит был выдан на строительство терминала D и достался аэропорту в 2012 году при консолидации активов. По данным "Ъ", срок кредита при реструктуризации решено продлить на десять лет, а ставку — понизить до 7,4%. В ближайшее время аэропорт может реструктурировать и кредит ВТБ на $97 млн.
Менеджмент аэропорта Шереметьево (АО АШ; 31,5% акций у Росимущества, 68,4% — у "Шереметьево холдинга", принадлежащего кипрской TPS Avia Holding Ltd, в которой более 65% в трасте в интересах семей Александра Пономаренко и Александра Скоробогатько, менее 35% косвенно принадлежит Аркадию Ротенбергу) и основной кредитор компании ВЭБ в конце 2016 года договорились о реструктуризации около $500 млн задолженности, рассказали "Ъ" источники, знакомые с ситуацией. АО АШ владеет 86,8% акций АО "Международный аэропорт Шереметьево" (МАШ), которое и является оператором аэропорта. В Шереметьево и ВЭБе "Ъ" подтвердили, что сделка по реструктуризации закрыта в декабре прошлого года. Сейчас долг аэропорта перед ВЭБом — $533 млн, перед ВТБ — $97 млн.
Речь идет о кредите, который достался аэропорту от ОАО "Терминал", которое в апреле 2012 года было присоединено к МАШ. ОАО "Терминал" создано в 2003 году для строительства терминала D, которое финансировали ВЭБ и ВТБ, он тогда занял в банках около $1,1 млрд (у ВЭБа — $947 млн). В начале 2016 года гендиректор МАШ Михаил Василенко говорил, что задолженность аэропорта перед ВЭБом составляет $551 млн, а перед ВТБ — $128 млн. Он добавлял, что "у банков, которые давали кредиты, нет стопроцентного желания отпускать Шереметьево из своих крепких рук, тем более в условиях кризиса", поскольку аэропорт — "хороший заемщик и постоянно генерит деньги". Поэтому МАШ вел переговоры по реструктуризации (в том числе с ВТБ). А еще в начале 2014 года МАШ изучал возможность досрочного погашения кредита ВЭБа. Компания с этим предложением обращалась в госкорпорацию и Росимущество (тогда основной акционер МАШ), заявляя, что "из-за переоценки рубля почти вся прибыль уходила на обслуживание долга".
По словам источника "Ъ", знакомого с ситуацией, ВЭБ согласился понизить ставку для АО АШ до 7,4% и продлить срок кредита на десять лет (срок погашения по предыдущим условиям не раскрывался; ставка, по неофициальным данным, составляла 8,33%). Новые договоренности предусматривают и период непогашения суммы кредита.
Шереметьево может реструктурировать и кредит ВТБ. В пресс-службе ВТБ "Ъ" пояснили, что стороны достигли принципиального согласия по условиям реструктуризации и "находятся в стадии ее реализации". В МАШ "Ъ" подтвердили, что стороны достигли договоренностей о реструктуризации, никаких новых обязательств аэропорт не получил, поскольку "является надежным заемщиком и долгосрочным партнером банка".
Константин Юминов из Raiffeisenbank говорит, что положительное решение кредитора "вполне логично". В Шереметьево идет масштабное строительство по расширению аэродромной и терминальной инфраструктуры, что улучшит эффективность базового перевозчика "Аэрофлота" и повысит пропускную способность аэропорта, поясняет он. К тому же сейчас завершается корпоративная реструктуризация МАШ и происходит консолидация с частными акционерами, что делает перспективы аэропорта более прозрачными, говорит аналитик.