Духовный путь длиной в десять классов
Школьникам надо готовиться к расширению курса религиозных культур
Госдума рекомендовала Минобрнауки формировать духовно-нравственную личность школьников на всех ступенях образования. Это фактически ответ на предложение представителей РПЦ сделать курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) обязательным для всех учащихся со второго по десятый класс. В Минобрнауки говорят, что в этом направлении уже «предприняты определенные шаги», однако большинство педагогов ОРКСЭ «далеко послепенсионного возраста», а часть из них не знает содержания курса.
Духовно-нравственное воспитание школьников в четверг обсудили на совместном заседании с представителями основных конфессий депутаты Госдумы. Сделать обязательным изучение основ религиозных культур и светской этики для всех школьников со второго по одиннадцатый класс предложил Минобрнауки глава Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий: «Дальше затягивать с решением этого вопроса и оставлять преподавание православной и других религиозных культур только в четвертом классе невозможно».
Курс ОРКСЭ с 2012 года обязателен для всех российских четвероклассников. По выбору родителей школьники изучают один из пяти тематических модулей. В 2014–2015 учебном году 45% школьников выбрали светскую этику, 33% — основы православной культуры, 18% — мировые религиозные культуры, 4% — ислам, 0,5% — буддизм и примерно столько же — иудаизм. «Как будто все мировоззренческие и религиозные вопросы заканчиваются в четвертом классе»,— пожаловался митрополит Меркурий.
Как сообщал “Ъ”, впервые с инициативой расширить школьный курс ОРКСЭ РПЦ обратилась к Минобрнауки в феврале 2015 года: патриарх Кирилл предложил изучать этот предмет со второго по девятый класс. Предложение получило поддержку конфессий. В июле 2016 года Российская академия образования (РАО) направила проект примерной программы по учебному предмету «Православная культура» на экспертизу в Московский городской педагогический университет. Представители мусульман, иудеев и буддистов предположили, что одобрение будет означать фактическое введение одиннадцатилетнего школьного курса православия, и призвали авторов программы не отбрасывать межрелигиозный диалог «почти на десятилетие назад». Авторы внесли в проект ряд исправлений, а в ноябре РАО, не афишируя, запустила процесс заочного голосования по нему. Но за день до его окончания глава РАО Людмила Вербицкая заявила, что заочное голосование по вопросу «Православной культуры» вообще «не является правомерным», отметив, что документ отправят на «серьезную доработку».
«Вопрос серьезный и нуждается в проработке и обсуждении, но министерством уже предприняты определенные шаги по разработке программы по православной культуре, которая реализовывалась бы не только на уровне четвертого класса, но и на уровне основного общего образования и даже среднего общего образования»,— сообщила, не вдаваясь в эти детали, в своем выступлении начальник отдела департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки Светлана Ермакова. По ее словам, вопрос курирует рабочая группа во главе с министром Ольгой Васильевой.
Впрочем, официальной информации о разработке учебного курса для других религиозных культур пока нет. «Мне недавно попалась книга для учителей “Основы исламской культуры” (для 4-го класса.— “Ъ”), разработанная московским департаментом образования. Сказать, что книга некорректная — ничего не сказать,— поделился первый зампред Духовного управления мусульман РФ Дамир Гизатуллин.— Эта книга оскорбляет чувства верующих людей и закладывает негативное представление в сознание учащихся об исламе. Будучи отцом четырех детей, я задаюсь вопросом: стоит ли мне отправлять ребенка для обучения основ мусульманской этики в школе». Господин Гизатуллин призвал чиновников учитывать при подготовке образовательных программ мнение представителей всех конфессий.
Одну из проблем преподавания ОРКСЭ госпожа Ермакова видит в том, что «привлекаются педагоги уже далеко послепенсионного возраста». По данным ведомства, таких учителей, например, в СЗФО 35%. В этом году впервые проведено тестирование преподавателей на знание содержания курса: «Оно показало, что пока еще не все педагоги знакомы даже с содержанием своего курса, в том числе и основ православной культуры». Впрочем, различные представления о том, что именно следует преподавать в школе, демонстрировали и сами участники заседания. «Если нам объяснят, как произошла вселенная, тогда мы должны сказать, что наука обладает фактором объективного доверия,— обратился к участникам епископ Городецкий и Ветлужский Августин.— Но на сегодняшний день мы знаем историю генезиса планеты только через священное писание. И вдруг сегодня мы почему-то отказываемся от этого».
Член думского комитета по образованию и науке Олег Смолин предупредил, что «главная опасность — это навязывание, которое вызовет обратный эффект». Он предложил увеличивать курс ОРКСЭ на факультативной основе, «что способствовало бы согласию всех участников процесса». В рекомендациях парламентариев говорится, что Минобрнауки следует обеспечить реализацию программ воспитания и социализации обучающихся, направленных на духовно-нравственное развитие и воспитание на всех уровнях школьного образования.