«Тратить деньги на прожекты не будем»
Мэр Краснодара Евгений Первышов о бюджете, Генплане и формировании команды
В середине января 2017 года глава Краснодара анонсировал смену руководства департамента архитектуры и градостроительства города, а также его главного архитектора. Эти шаги продолжили процесс формирования новой команды администрации краевого центра. О дальнейших шагах в этом направлении, муниципальных долгах, острых проблемах столицы Кубани и способах их решения Евгений Первышов рассказал в интервью „Ъ-Кубань“.
-Еще перед вступлением в должность руководителя Краснодара, вы начали проверку состояния дел в городе. Какие выводы уже сделаны?
-В столице края сложная ситуация по всем направлениям - в экономике, социальной, транспортной сфере, ЖКХ. Везде есть критические проблемы. В экономике - это большая закредитованность Краснодара. У города сейчас 9 млрд рублей, взятых в долг у коммерческих банков и 1,5 млрд рублей. выплат по процентам, которые можно было бы направить на реализацию муниципальных социальных программ. Это верхняя планка объема заимствования для муниципального образования и поэтому мы сейчас не можем больше занимать деньги. В первом квартале предстоит перекредитоваться на сумму 2,8 млрд руб., поэтому сейчас ведем переговоры с госбанками в части замещения займов по более низким ставкам, чем те, что администрация брала под 13-14%. Считаю это показателем недостаточной работы финансистов. Сейчас я поставил условие перед ними - подготовить пакет заимствований на 4 млрд руб. под 10%. Таким образом, обслуживание кредитных обязательств мы снизим с 1,5 до 1,3-1,25 млрд руб., что позволит сэкономить 200-250 млн руб. в год. На эту сумму можно построить детский сад.
Еще одна проблема - задолженность города в 3,5 млрд руб. за выполненные в 2016 году работы по муниципальным контрактам. Необходимо искать источники финансирования. Предприятия и организации Краснодара не получили деньги, не уплачены налоги - образовалась цепь проблем, которые нужно решить быстро.
-Как будете решать городские проблемы с нынешним дефицитным бюджетом?
-Рассчитываем привлечь деньги из федерального центра, участвуя в нескольких программах. Это, прежде всего, «Жилище» Минстроя РФ, по которой мы намерены вести строительство школ. Также программа по благоустройству городов в рамках приоритетного проекта «ЖКХ и городская среда». Краснодар уже включен в нее, для того, чтобы отследить порядок финансирования, я вылетаю на днях в Москву. Средства направят в регион, и уже администрация края будет решать, какую сумму выделить столице Кубани. Город также получит деньги из дорожного фонда, порядка 1,5 млрд руб. Они пойдут на ремонт магистральных улиц. Это пока ориентировочная сумма, ведутся переговоры.
-Ранее вы говорили о необходимости оптимизации затрат на работу аппарата мэрии. Как она будет происходить?
-Я дал указание снизить затраты на аренду помещений для подразделений администрации — при нынешней средней стоимости аренды в 650 руб. за кв. м. в центре города мы платим порой по тысяче рублей за «квадрат». Также будут проведены сокращения заместителей начальников управлений, департаментов, отделов. Уменьшение расходов мы запланировали и за счет сокращения количества персонального транспорта в администрации. За определенными руководителями закрепим часть машин, оставшийся парк уменьшим и переведем на дежурный режим обслуживания по заявкам.
Прежде в администрации выделяли сотни миллионов рублей на проектно-сметную документацию, при этом не было понимания, можно ли рассчитывать в дальнейшем на краевое или федеральное финансирование тех или иных программ. Прежде всего это касалось дорожного строительства. В результаты многие проекты не дошли до экспертизы, потому что на нее не были предусмотрены средства. А когда срок годности проекта истекал, его просто выкидывали. Работники, отвечавшие за это направление, уйдут с занимаемых постов. Сейчас вообще вводится правило: контроль и эффективность расходования денег, которые выделяют по различным направлениям. Тратить на прожекты и ничем не подкрепленные идеи не будем точно.
Один из таких примеров - кинотеатр «Аврора». За его реконструкцию взялись, не понимая, каковы перспективы окончания проекта. Заказ был исключительно на ремонт фасада, а оказалось, что исполнители снесли несущие перегородки, порвали 3D экран, который был куплен недавно, много элементов разрушили. Муниципалитет не оплачивал эти работы, по результатам экспертизы будем, скорее всего, обращаться в суд. Но для того, чтобы закончить реконструкцию кинотеатра, сейчас надо вложить порядка 400 млн руб. Для города - неподъемная сумма, бизнесу объект неинтересен. Искать решение проблемы мы, конечно, будем. Но пока о каких-то конкретных вариантах говорить трудно.
-Как происходит формирование команды, прежде всего - подбор ваших заместителей?
-Строительно-архитектурным блоком руководит Владислав Ставицкий. Пригласил, потому что считаю его способным решать задачи, которые ставлю я, жители города, губернатор. Он не связан со строительными элитами города, поэтому у него есть свобода действий в интересах города. Его преимущество в амбициозности, на этом посту он может показать себя с лучшей стороны, а Краснодар может стать точкой его роста. Владислав Леонидович уже вошел в ситуацию, наладил контакт с общественностью, разбирается с проблемой Генплана, реконструкцией дорог, стратегическим развитием города. Другим моим заместителем стал Евгений Зименко, который уже достаточно длительное время работает в сфере ЖКХ и ТЭК, этот сегмент экономики он хорошо знает. Управляющий делами администрации Виктор Кудинов решил выйти на пенсию, на его место назначил Валерия Карасева. Ольга Яковлева задержана правоохранительными органами и на период следствия я отстранил ее от занимаемой должности. Ранее администрацию Краснодара покинул Александр Михеев в связи с переходом на другую работу. Должность Ивана Репетенко - заместителя главы города по инвестиционной работе и взаимодействию с правоохранительными органами, я сократил, а обязанности перераспределил между другими замами. Отвечавший за архитектуру и строительство Евгений Наумов также ушел по причине неэффективности работы. Он, на мой взгляд, провалил работу с Генпланом, который сейчас вызывает много нареканий. Еще один минус - в его деятельности отсутствовало стратегическое мышление. Он мог начать сокращение штатов своего подразделения еще в прошлом году, безболезненно трудоустроить увольняемый персонал, но не сделал этого. Многие из этих людей – хорошие специалисты, но они сегодня не нужны. Зачем держать большой штат работников, если в ближайшем будущем город не будет участвовать в масштабных федеральных или региональных строительных программах? Ушел также Константин Семернин, который занимался городским хозяйством и ТЭК. Он качественно работал, не допускал катастрофических ошибок, но не умел думать с опережением, строить работу на предстоящие годы. Я некоторое время наблюдал за работой бывших замов и сделал неутешительные выводы. От них не исходило предложений, ждали задания, указаний, чего мне не нужно. У моего заместителя должна быть значительная автономность в действиях, способность отвечать за все направления возглавляемого блока, высокая степень инициативности и стратегического планирования на несколько лет вперед. Эти принципы - приоритетны для меня в подборе команды, их я буду использовать при подборе людей на работу. Не только глава города должен думать о направлении деятельности, но и заместители обязаны генерировать идеи, мыслить и строить работу с просчетом эффекта на перспективу. В целом могу сказать, что мы нашли правильное направление деятельности администрации, к концу года получим результаты нашей работы в цифрах.
-Вечный вопрос: возможно ли решить вопрос с заторами на улицах Краснодара?
-Необходимо строить развязки, виадуки, переезды. Но стоимость каждого из проектов по девяти развязкам на втором уровне, которые нам позволят направить движение через железнодорожные переезды, избавят от пробок – миллиарды рублей. Рассматриваем идеи практически каждую неделю, в третий раз будем обсуждать вариант запуска городской электрички. На днях разговаривали с представителями РЖД, но пока непонятно, сколько в это потребуется вложить средств, какое количество подвижного состава будет задействовано.
-У горожан много претензий к организации городских маршрутов - некоторые перегружены, другие заполнены лишь наполовину. Будут ли изменения в транспортной сети?
-Это направление всегда было проблемным. Мне предстоит подобрать руководителя департамента транспорта, организации дорожного движения, а также начальника МУП "Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление", которые смогут предложить современное видение системы функционирования городского транспорта. Также я дал распоряжение провести аудит деятельности КТТУ. Необходимо понять, насколько эффективно предприятие использует бюджетные средства, занимаемые площади и ресурсы. Оно из года в год приносит Краснодару убытки в сотни миллионов рублей, хотя все эксплуатируемые маршруты - самые популярные и загруженные. Возникает вопрос - почему частные перевозчики могут получать прибыль на обычных направлениях, а муниципальная организация нуждается в дотациях, находится в кризисном состоянии? Бывший руководитель Алексей Князев за два года не смог вывести предприятие из статуса убыточного, но думал строить трехсекционные трамваи без наличия мощной производственной базы. У новых руководителей должен быть на первом плане системный подход к решению проблем, а не прожектерство. Я ценю людей, которые будут предлагать конкретные идеи, полезные для развития Краснодара. Просто хорошие исполнители мне не нужны, в команде необходимы люди, которые могут провести анализ и предложить оптимальное решение задачи.
-Какова сейчас ситуация с Генпланом города?
-Документ вернулся в свое изначальное состояние. В администрацию поступило более 550 предложений от собственников земельных участков, жителей города. В него внесут актуальную информацию о тех домах и зданиях, которые уже возведены, приведут в соответствие с правилами землепользования и застройки. В прежние годы у сотрудников управления архитектуры и градостроительства не было оснований отказывать в выдаче разрешений на строительство на основании ПЗЗ того периода, поэтому сейчас на месте производственных зон многоэтажные дома и магазины. Такая же сложная ситуация с частным сектором. Люди сейчас не могут перестроить или продать свои дома, потому что в Генплане они располагаются, к примеру, в зеленой зоне. Все эти несоответствия надо исправить. Кроме того, закрепить реально существующие зеленые зоны. Из-за того, что ранее это не было сделано, возникали ситуации, когда, к примеру, взамен изъятого земельного участка суд обязывал администрацию города предоставить гражданину или компании новый. И поскольку в ПЗЗ участок, фактически относившийся к зеленой зоне, проходил, к примеру, как зона общего пользования, у суда не было никаких оснований отказывать в его предоставлении. Для того чтобы привести Генеральный план Краснодара в соответствие с федеральными нормами обеспечения зелеными зонами, в 2012 году их создали на бумаге, а не в реальности.
-После приведения Генплана в соответствие с реальным положением дел может выясниться, что зеленых зон в Краснодаре меньше, чем положено. Что с этим делать?
-Думаю, это не единственный вопрос, который необходимо будет решать. Для выработки долгосрочных планов развития мы создаем общественный Совет стратегического развития города. Первоначально хотели собрать экспертное объединение, но от жителей города поступило предложение образовать именно такое сообщество, которое позволит объединить движения, экспертов, всех неравнодушных горожан. Совет будет предлагать не только планы развития Краснодара на ближайшее десятилетие, но и пути их решения. Это иной, качественно новый уровень управления и самоуправления города. Я жду, что с появлением этой структуры появятся новые механизмы выработки решений, их реализации.
-Одна из насущных проблем города – отключения электроэнергии. Представители сбытовых компаний жалуются, что город растет быстрее их возможностей, им не хватает мощности электрораспределительных центров...
- Лукавят. Для получения разрешения на строительство застройщики получают от энергосбытовых компаний технические условия для подключения электричества, тепла, газа, воды, канализации. Выдавая техусловия и получая за это плату, компании подтверждают свои технические возможности и должны вкладывать часть этих денег в развитие своей сети. Есть проблема с сетями, построенными 30-40 лет назад, не рассчитанными на такое количество энергоемких приборов. На днях мы обсуждали с представителями «Кубаньэнерго» вопрос реконструкции проблемной подстанции «Дальней», строительства подстанции «Мост» в районе Яблоновского моста. Это - жизненно необходимые для города проекты, которые позволят завести линию из Адыгеи и решить проблему пиковых нагрузок. Много сетей, особенно у «НЭСКа», в изношенном состоянии. Летом будем проводить замену кабельных линий.
-В Прикубанском, самом большом округе Краснодара, скопилось очень много масштабных проблем с инфраструктурой в Музыкальном микрорайоне, с дорогами и самостроями в поселке Российском. Вы возглавляли «Прикубанку» и хорошо знаете обстановку. Будут ли решаться эти проблемы в ближайшее время?-Все проблемы проистекают от самовольного строительства. Годами здесь возводились многоэтажные дома без разрешения, право собственности люди получали через суды. Фактически, они финансировали это незаконное строительство, покупая жилье по минимальным ценам. Застройщики экономили на инфраструктуре, не строили дороги, школы, детские сады, подключались хозспособом к газу, теплоснабжению, электричеству. Сейчас жители требуют от администрации решить их проблемы. Город не планировал там многоэтажного строительства, дорог. Для решения проблем нужны огромные средства. Привлечь к строительству инфраструктуры застройщиков мы не можем, правоохранительные органы тоже не имеют оснований привлечь их к уголовной ответственности из-за отсутствия в их действиях состава преступления. На скорое решение проблем этих районов рассчитывать не приходится, особенно при нынешнем дефицитном бюджете. Хотя некоторые варианты есть. К примеру, управляющие компании совместно с жителями собирают деньги на асфальтирование улицы, строительство ливневки, канализации. Тогда я смогу обосновать перед депутатами необходимость софинансирования этих работ уже со стороны муниципального бюджета.
Личное дело Первышов Евгений Алексеевич
Родился 4 мая 1976 года в Краснодаре. В 2005 году окончил Кубанский государственный технологический университет, в 2011 году получил второе высшее образование в Северо-Кавказском филиале Российской академии правосудия по специальности «Юриспруденция». Трудовую деятельность в 1993 году начал на заводе имени Седина. С 2009 по 2012 год возглавлял МУП «Институт Горкадастрпроект». Избирался депутатом городской Думы Краснодара IV и V созыва. С февраля 2012 года занимал должность замначальника, с апреля 2012 года назначен на должность начальника управления муниципального контроля администрации столицы Кубани. В январе 2013 года возглавил администрацию Прикубанского внутригородского округа. С сентября 2013 года назначен замглавой Краснодара по вопросам городского хозяйства и ТЭК. С ноября 2015 года - начальник отдела в департаменте разрешительной деятельности и контроля Минстроя РФ. В декабре 2016 года был выбран в ходе конкурса депутатами городского парламента на пост мэра Краснодара. В 2014 году награжден медалью «За выдающийся вклад в развитие Кубани» III степени.