Престольный прием
Папа Франциск принял еврейских общественных деятелей
В пятницу в Ватикане состоялась встреча папы Франциска с делегацией Европейского еврейского конгресса. В ходе аудиенции религиозные лидеры осудили преследование и уничтожение древних христианских общин на Ближнем Востоке и выразили готовность сотрудничать в области предотвращения экстремизма и терроризма.
Посещение еврейскими общественными деятелями главы Римско-католической церкви прошло в День памяти Холокоста. Переговоры папы Франциска с представителями Европейского еврейского конгресса прошли за закрытыми дверями. Как удалось выяснить “Ъ”, встреча продлилась около тридцати минут.
Европейский еврейский конгресс (ЕЕК) учрежден в 1986 году и является единственным представительским органом еврейских общин всей Европы. ЕЕК работает с национальными правительствами, институтами Европейского Союза и Советом Европы. Штаб-квартира ЕЕК расположена в Брюсселе. ЕЕК объединяет и координирует работу более 40 национальных еврейских общин в Европе, насчитывающих более 2 млн евреев. С июня 2007 года президентом Европейского еврейского конгресса является Вячеслав Кантор. Он был переизбран на этот пост в декабре 2008, ноябре 2012 и январе 2016 года на четырехлетний срок.
В ходе аудиенции президент Европейского еврейского конгресса Вячеслав Кантор заявил, «что рассматривает ее как дружеский жест по отношению ко всем евреям». «Евреи по-прежнему хранят память о Холокосте в своих сердцах и даже сегодня продолжают подвергаться опасности вследствие проявлений антисемитизма в его самых ужасных формах»,— заявил господин Кантор, особо отметив визит понтифика в концлагерь Аушвиц летом 2016 года. Папа в свою очередь заявил, что «Холокост является примером человеческой жестокости».
«На встрече обсуждался широкий круг вопросов, отдельно Вячеслав Кантор поблагодарил папу за его твердую нравственную позицию в отношении терроризма и экстремизма»,— рассказали “Ъ” в ЕЕК. «Мы благодарим вас за осуждение мирового терроризма,— сказал Вячеслав Кантор папе.— Необходимо вновь подтвердить принципы, связывающие три крупнейшие мировые религии: иудаизм, христианство и ислам — то, что объединяет нас, и сказать твердое “нет” насилию и ненависти и “да” — толерантности и примирению».
Еврейские общественные деятели осудили преследование и уничтожение древних христианских общин на Ближнем Востоке. «Сегодня мы видим, как разрушают древние еврейские и христианские святыни во всем регионе, и наши голоса, взывающие к международному сообществу, должны объединиться, чтобы прекратить это варварство и осквернение истории и религии»,— заявил господин Кантор.
Надо отметить, что визит представителей Европейского еврейского конгресса — это не первая встреча понтифика с представителями европейских иудейских организаций. В апреле 2015 года в Ватикане впервые в истории состоялась встреча папы Франциска с делегацией Конференции раввинов Европы. Подобные встречи стали возможны только после II Ватиканского собора (проходил в 1962–1965 годах), который кардинально изменил взгляды Римско-католической церкви на иудеев. Католики, которые веками выступали инициаторами гонений на иудеев, осудили «проявления антисемитизма, которые когда бы то ни было и кем бы то ни было направлялись против евреев». В это же время Ватикан перестал обвинять иудеев в смерти Иисуса Христа. «То, что было совершено во время его страстей, не может быть огульно вменено в вину ни всем жившим тогда иудеям, ни иудеям современным»,— говорится в декларации «Nostra Aetate», принятой собором.
В декабре 2015 года Ватикан изменил текст литургии, вернее, то место, в котором говорилось о евреях. «Католики не должны пытаться обратить евреев в свою веру,— говорится в новой версии текста богослужения.— Давайте молиться за евреев, чтобы Бог наш смог осветить их сердца и они признали Иисуса Христа Спасителем человечества». В предыдущих версиях молитвы евреи обвинялись в «слепоте» и «погружении во тьму». «Христианство и иудаизм взаимосвязаны, и Бог никогда не отменял своего договора с еврейским народом, а потому Церковь должна относиться к евреям иначе, нежели другие религии,— объяснили в Ватикане причину изменений в литургии.— Католики также должны помнить о Катастрофе европейского еврейства и делать все для борьбы с антисемитизмом». В Ватикане заявили, что «христиане не могут быть антисемитами, ведь христианство уходит своими корнями в иудаизм». «Католики должны нести свидетельство своей веры в Иисуса евреям, но делать это в исключительно чуткой и скромной манере, признавая, что евреи несут слово Божие»,— уточнили в Ватикане.
«В то время как сегодняшние учения церкви о евреях, иудаизме и Израиле в подавляющем большинстве позитивны, в католическом мире существует много мест, где неоднозначное отношение к евреям все еще преобладает и где все еще имеет место антииудаизм, если не антисемитизм,— убежден Вячеслав Кантор.— Примечательно, что декларация “Nostra Aetate” и основанное на ней учение “Магистериум”, формирующее положительное отношение к евреям, до сих пор не являются обязательной частью программы образования священников». После этого он призвал Святой престол публично признать значимость и статус Храмовой горы и других мест религиозного поклонения в Иерусалиме, как для иудеев, так и для христиан.