Минские разногласия
Как Россия и Белоруссия уладят газовый конфликт
Белоруссия задолжала за российский газ почти $0,5 млрд. Такие данные озвучил вице-премьер Аркадий Дворкович. По его словам, российская сторона пытается урегулировать ситуацию, однако пока прогресса в переговорах нет. Как газовый конфликт отразится на отношениях двух стран? Белоруссия чувствует себя уверенно и пытается продвигать свои интересы, отметил генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.
«Вопрос в том, как стороны решат эту проблему. Потому что сейчас идет наращивание конфликта. Но стороны должны прийти к компромиссу, потому что вечно конфликт продолжаться не может: мы зависимы друг от друга. Нужно понимать, что поскольку с руководства Белоруссии сняли санкции, оно чувствует себя достаточно уверенно и пытается изменить правила игры. Условно говоря, продать себя дороже и требует продавать им энергоресурсы по более низкой цене. Пока Белоруссии пытаются призвать к порядку, но она настаивает на своем», — заметил он.
Газовый конфликт с Белоруссией начался в прошлом году. Минск стал платить за российское топливо меньше контрактной цены, не получив на него скидки. В ответ Россия сократила беспошлинные поставки нефти. В прошлом октябре стороны объявили о достижении компромисса, однако так и не озвучили его условия. А в самом конце прошлого года Белоруссия заявила об увеличении тарифа на траспортировку российской нефти в Европу. Дело закончится судебным разбирательством, уверен генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин.
«$0,5 млрд — это серьезная задолженность и серьезная проблема в отношениях России и Белоруссии. Вполне вероятно, что разбираться в ней придется в суде. Скорее всего, Александр Лукашенко будет упирать на реструктуризации этой задолженности. Посмотрим, насколько «Газпром» готов пойти на это, — сказал он. —. Очевидно, что Россия может гораздо строже следить за выполнением обязательств взятых на себя Белоруссией и серьезно ограничить поток товаров, которые белорусы выдают за свои в рамках Таможенного союза. Рычаги есть, но я не думаю, что их применение понравится Александру Лукашенко».
Странам необходимо ускорить процесс создания единого рынка энергоресурсов в рамках Евразийского пространства. В официальных документах консультации по этому вопросу запланированы только на 2025 год. И это слишком поздно, считает эксперт Высшей школы экономики Дмитрий Болкунец.
«В рамках Евразийского союза мы строим единое экономическое пространство. Очевидно, что такие конфликты вредят развитию данного интеграционного пространства. Так что, нужно учитывать этот фактор. Кроме того, Россия заинтересована в развитии белорусской экономики, и такие нефтегазовые конфликты отражаются на экономическом развитии республики. Россия за 20 лет значительно субсидировала белорусскую экономику. Реформы в экономики республики отражаются на запросах Минска на дополнительные энергетические субсидии или кредиты. Думаю, что Россия должна стимулировать проведение реформ в экономике Белоруссии, чтобы подобные скандалы не возникали», — пояснил он.
Эксперты считают, что Минск может заинтересовать Москву приватизацией нефтеперерабатывающих предприятий в пользу российского бизнеса. Это может быть одним из поводов просить скидку на поставки топлива и прочие преференции.