Отельные рекорды
Индустрия гостеприимства
Гостиничный рынок крупнейших российских городов в 2016 году серьезно изменился. Прошедший год оказался невероятно успешным для отельеров в двух российских столицах.
По данным JLL, впервые за историю наблюдений каждый сегмент рынка отелей Петербурга и Москвы закончил год с ростом доходности на номер (RevPAR — Revenue Per Available Room) по сравнению с предыдущим годом; впервые за историю наблюдений каждый сегмент рынка Москвы завершил год ростом загрузки по сравнению с предыдущим; был зафиксирован наивысший уровень среднего тарифа (ADR) в рублях за пять лет во всех сегментах гостиничного рынка Санкт-Петербурга за год. Была зафиксирована самая высокая среднерыночная динамика трех основных операционных показателей в Москве за последние пять лет в годовом сопоставлении: рост загрузки на 7,4%, ADR — на 6,8%, RevPAR — на 13,7%.
"Впервые с начала экономической турбулентности в 2014 году можно говорить о начале восстановления операционных показателей в долларовом эквиваленте, — отмечает Татьяна Веллер, руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL. — Большинству отельеров на рынках обоих городов 2016 год дал возможность начать наращивать цены, так как, похоже, исчезла необходимость бороться за загрузку. В Петербурге все сегменты превзошли показатели 2015 года в разрезе долларовой средней цены на номер. В Москве и Санкт-Петербурге RevPAR в долларах во всех сегментах превзошел показатели 2015 года, а в люксовом сегменте в Санкт-Петербурге результат был даже выше, чем в 2014 году".
"Для Северной столицы 2016-й стал годом столь же пристального внимания к качеству, как раньше к количеству гостей, а также к управлению спросом и тарифными политиками. Хотя среднерыночный показатель загрузки незначительно снизился (до 65%), это было более чем компенсировано ростом среднего тарифа (на 19%, до 5,9 тыс. рублей), что привело к увеличению RevPAR на те же 19%, — говорит Татьяна Веллер. — Операционные показатели здесь были на рекордно высоком уровне в рублевом выражении".
В целом все сегменты качественного гостиничного рынка Петербурга показали рост ADR по меньшей мере на 15%, при этом лидером стал средний сегмент, где показатель вырос на 21,3% по сравнению с предыдущим годом, почти до 3 тыс. рублей. Данные отели принимают бюджетоориентированные слои массового туристического рынка, и в 2016 году они начали управлять качеством принимаемых туристов за счет повышения цен, поскольку загрузка здесь упала в результате новой политики на 4 п. п., до 62%.
Лидером в росте показателя RevPAR был верхний сегмент, где результат 2015 года был превышен на 24,3% и достиг 4,3 тыс. рублей. Следом с небольшим отставанием по темпам роста доходности идет люксовый сегмент: здесь RevPAR увеличился на 21,5% и составил 9,7 тыс. рублей.
В целом для гостиничного рынка России 2016 год был более неспешным, чем предыдущий, с точки зрения выхода нового номерного фонда, что, вероятно, вызвано экономическим спадом 2014-2015 годов и, как следствие, задержкой в реализации новых проектов. Тем не менее как в Москве, так и в Петербурге было введено большее количество новых гостиничных номеров, чем в 2015 году.
Брендированный гостиничный рынок Москвы и области за 2016 год увеличился на 1,2 тыс. номеров, что составляет немногим более половины от заявленного на год объема (2,2 тыс. номеров). Новые участники рынка — это мультибрендовый отель оператора Accor на Киевской (Adagio, Ibis, Novotel), Ibis в Ступино, "Holiday Inn Москва Селигерская" (ребрендинг Iris Congress Hotel), вторая очередь "Radisson Resort Завидово" с брендированными резиденциями.
Санкт-Петербург должен был получить около 400 брендированных номеров в 2016 году, из которых на рынок вышло 314: ребрендинг гостиницы "Октябрьская" возле Московского вокзала в Best Western и новый "Hampton by Hilton Экспофорум". Открытие отеля Jumeirah, заявленного на 2016 год, в настоящее время отложено на неопределенный срок.
"Подготовка к чемпионату мира по футболу 2018 года наращивает обороты, и еще немало гостиничных проектов заявлено к открытию в 2017 году как международными, так и локальными брендами. Почти 3,5 тыс. новых номеров должно открыться в Москве и области и чуть менее 400 — в Санкт-Петербурге, — говорит Татьяна Веллер. — В числе ожидаемых проектов этого года — "Hyatt Regency Петровский Парк", который станет вторым отелем оператора в российской столице и частью проекта "ВТБ Арена парк"; ребрендинг старой советской гостиницы "Белград" возле Министерства иностранных дел в Москве в "Азимут" после полной реконструкции здания, которую инвестор смог выполнить в чрезвычайно короткий срок — около 18 месяцев, согласно дате запланированного открытия; второй в России отель корейского бренда Lotte, который начнет принимать гостей в этом году в Петербурге".
"Значительное количество новых гостиничных номеров — около 4 тыс. — прогнозируется к открытию в 2017 году только в Москве и Санкт-Петербурге. Эта высокая активность поддерживается признаками стабилизации экономики и осторожным оптимизмом в прогнозировании небольшого роста ВВП и снижения инфляции в 2017 году. Инвесторы, похоже, становятся более уверенными в будущем, чем когда-либо в течение последних трех лет. Это должно дополнительно стимулировать дальнейшую консолидацию гостиничных портфелей в руках крупных игроков, а также размораживание и запуск ряда новых проектов", — комментирует Татьяна Веллер.
В отсутствие серьезных изменений во внешней и внутренней политике сегментация гостей, сформировавшаяся за последние два года, должна сохраниться и в нынешнем году. По словам госпожи Веллер, "игроки гостиничных рынков Москвы и Санкт-Петербурга в 2017 году, скорее всего, будут удерживать достигнутые в прошлом году позиции. Рост операционных показателей должен замедлиться, но теперь можно ожидать постепенного восстановления долларовых тарифов в более высоких сегментах".